Поиск по этому блогу

среда, 6 ноября 2019 г.

Эх, РАС...Игры для детей с чертами аутизма и не только


Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня хочу поделиться с вами идеями для игр своими руками, которые подойдут для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и, конечно, будут полезны и для детей без особых образовательных потребностей. Все игры выполнила тьютор нашего ДОУ Смольянкина Л.М. и разрешила рассказать и показать вам их!
Думаю, для начала нужно дать небольшую справку о том, что же такое аутизм и сопутствуюшие ему понятия. 

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Наиболее существенные симптомы РДА:
·одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
·отгороженность от внешнего мира;
·сопротивление любым переменам обстановки;
·склонность к стереотипиям;
·однообразие интересов и пристрастий;
·слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
·неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
·речевые нарушения;
·повышенная тревожность;
·недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
·наличие ритуалов;
·наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Следует отметить, что дети с  РДА (ранний детский аутизм) очень разные, как и обычные дети. К тому же существует 4 группы РДА, в зависимости от степени тяжести. Поэтому найти подход к каждому ребенку задача непростая. Если педагог один на группе (или в классе), то ему бывает сложно обучать одновременно ребенка-аутиста и остальных детей (среди, которых, кстати, есть дети с другими ограниченными возможностями здоровья). Поэтому министерство образования и министерство здравоохранения рекомендует руководителям учебных заведений вводить ставку тьютора. 
Тьютор - специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающегося в образовательную и социальную среду. Иными словами, это педагог-помощник, который помогает детям адаптироваться и включиться в обучение и взаимодействие с другими детьми и взрослыми. К счастью, в нашем детском саду есть такой помощник! Это тьютор Смольянкина Людмила Марияновна. Она помогает двум детям со схожими диагнозами и очень активно ищет различные пути, методы, подходы для развития своих подопечных. Как я уже говорила, человек она очень скромный, поэтому не буду дальше расписывать её достоинства, хотя как специалист, я восхищаюсь её стремлением к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Перейду к обещанным пособиям для детей.
Конструктор из камней. Дети выкладывают рисунки из различных по форме и цвету камушков.


"Собери лицо". Несколько пособий для развития эмоционального интеллекта.

"Укрась солнышко". Скрепки и круг.  

Форма и цвет. Нужно продеть верёвку или синельную проволоку сквозь коктейльные трубочки.
Продеть шнурки в трубочки. Фетр, коктейльные трубочки, шнурки

"Найди такие же цифры". Ребенку демонстрируется цифра, среди остальных нужно найти такие же и закрыть фишками.
Конструктор "Соедини по форме/цвету". Деревянные палочки, фоамиран (или подобный материал)

Также в повседневном общении с детьми и усвоении ими правил группы, используются карточки PECS.
Карточки помогают развивать устную речь и являются её моделью, но это целая система и использовать карточки нужно, изучив предварительно особенности этой системы. Хотя это и один из методов с доказанной эффективностью.
Это лишь немногая часть того, что делает наш тьютор. Особенность детей с РАС в том, что они, хотя и нуждаются в многократных повторениях для усвоения материала, нуждаются также в постоянной смене стимулов. Поэтому в ход идут и различны раскраски, и крупы, и пособия всех видов. 
Спасибо за внимание!

4 комментария:

  1. Интересные игры! И таких детей надо развивать и с ними играть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, Ирина! Аутистам нужна поддержка и помощь минимум в двухкратном размере, поскольку они еще и не очень понимают, что вокруг происходит и что от них хотят, ведь внутренний язык у них отличается от нашего.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Алёна.
    Вот сколько раз ученые спорили, аутизм это болезнь или особенность?
    Мне кажется, что люди из параллельного мира.
    Возможно они просто не обращают на нас внимание.
    Среди аутистов много гениев.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Согласна с Вами - аутизм это скорее про состояние и иной взгляд на мир, но каждый человек уникален и каждому приходится учиться жить в обществе, и аутисты не исключение. Если от них не требовать ничего, считая их лишь существами с другой планеты, то это всё равно, что бросить иностранца посреди чужой для него страны, без помощи, денег и связи, и надеяться, что он сам выучит язык и станет успешным. Вероятность есть, но крайне мала, хотя в то же время, если этому иностранцу помочь, то он действительно может стать успешным. За всеми гениями-аутистами стоит громадная поддержка их близких и работа целого штата специалистов.

      Удалить