Поиск по этому блогу

вторник, 10 мая 2016 г.

Коллаж в работе психолога и не только...

Здравствуйте, дорогие читатели! 

Позади майские праздники, наш камчатский снежок, наконец, растаял - остался только на сопках и в лесу. Правда на 9 мая утром был еще снегопад, да и воздух еще достаточно прохладный, но сердце просит весны и ловит её в каждом мгновении. В конце статьи найдете несколько фото по теме весны и майских праздников. Интрига, интрига... :)
А теперь немного расскажу о том, как я использую технику "коллаж" в своей работе. Началось всё с того, что большое количество качественных каталогов косметической фирмы Фаберлик пропадало зря. Не могла я на это спокойно смотреть и тихонько их копила, не понимая на тот момент, для чего. Затем мне попалась статья в прекрасном блоге "Весёлые будни", где Анна Игнатеня со своими детками мастерили в технике "коллаж" настоящие произведения искусства, работая и с цветом, и с формой и с фактурой. Затем в блоге моей тезки и коллеги Алёны Решетовой  нашла технику "Ваза"... и тут Остапа понесло :) 
Обнаружив, что такой прекрасный и незатратный метод работает отлично и нравится детям, я обрадовалась и запустила проект "Я такой человек!" , где коллаж был одним из методов работы, визуализация "Я", так сказать.
А вот такой подарок мы с сыном послали бабушке на день рождения. Работа с цветом. Трудоёмкий процесс.
А поделка Виктории Свиридовой с её дошкольниками ко дню Космонавтики вылилась у меня в такую работу с волшебными звездочками. Дети в обрывной технике "раскрашивали" звёздочку, заклеивая её внутри. А затем каждый называл то качество, которое это звездочка может ему дать, чтобы ему хотелось? Так у нас появились "звездочка силы", "звездочка красоты", "звездочка смеха" и т.д.
Контур нарисован обычным штрих-корректором


А это попытки сделать общее панно "Мой любимый детский сад". Задача для ребят оказалась слишком абстрактной и такого рода задания лучше давать детям тогда, когда они уже достаточно освоятся в работе с техникой коллажа. Впрочем, удовольствие группа получила большое :)


А вот "Вазы", сделанные группой деток с ЗПР.
Из "Ваз" (это был первый опыт) сделала некоторые выводы для дальнейшей работы. В последствии они были дополнены. Надеюсь, этот список окажется полезным:
  1. Для коллажа с дошкольниками лучше брать небольшое изображение (половины или даже четверти листа А4 будет более, чем достаточно).
  2.  Лучше давать не целые каталоги, а уже вырванные из них страницы, где меньше текста и больше картинок и цвета. К тому же, многим детям не комфортно вырывать страницы, и если у вас не стоит задачи снять страх перед запретами, то пусть работают с готовым материалом, детям так проще. Впрочем, смотрите по ребёнку, некоторым наоборот, приносит облегчение разрешение вырывать любые страницы. 
  3. Если у вас не стоит задача найти определенный цвет среди всего многообразия, то хорошо будет, если вы заранее примерно разложите страницы по цветовой гамме, так с ними легче работать. При этом все равно можно ставить задачу по поиску цвета: "Найди на этой странице жёлтый цвет", это задача не такая уж и простая, как кажется.
  4. Старайтесь убрать те картинки, где изображено полуобнаженное тело о_0 . Даже самые безобидные картинки могут отвлекать детей, нам это не нужно.
  5. Некоторые дети, при всей терапевтичности процесса обрывания бумаги, любят работать ножницами. Ориентируйтесь на задачи, который вы ставите в процессе занятия. Моторику можно развивать как одним, так и другим способом, важно, чтоб ребёнку было комфортно. Если же у вас стоит задача раскрепостить ребенка, убрать зажимы, поработать с уверенностью в себе, то, возможно, стоит мягко настоять на работе именно с обрыванием бумаги. По-крайней мере, чтобы ребёнок попробовал этот процесс.
  6.  Для тех детей, которые не хотят работать ножницами и не хотят обрывать бумагу, есть третий вариант (подходит также для ситуации цейтнота) - волшебная коробочка. Это шкатулка (в моем случае это коробка от конфет, обтянутая подарочной бумагой), куда я складываю разноцветные симпатичные обрезки от тех же журналов или каталогов. Безотходно и экологично :)

Из этой коробочки детям предлагается брать понравившееся кусочки и наклеивать на изображение. Обращайте внимание детей на то, что кусочки двусторонние и тот фрагмент, который не понравился сначала может быть очень симпатичным с обратной стороны. "Заземляем" детей, проговаривая, что в жизни тоже так бывает - то, что вначале не нравится, потом может принести много хорошего (это как вариант психотерапевтического приёма, смотрите по ситуации, стоит его применять или нет). 
Кстати, "волшебная коробочка" хорошо работает в паре с калейдоскопом, особенно оптическим.
Ну и в заключение, пару слов о материалах. Желательно брать бумагу на коллаж хорошего качества, не "газетную", но при этом она должна легко рваться. Ножницами запаситесь детскими. Если работаете с клей-карандашом, то он должен быть не очень сухим, чтобы процесс приклеивания не замедлялся, возможна работа с кисточкой и клеем ПВА, но тогда работам нужно дать время высохнуть, учитывайте это при планировании занятий. 
Хочу сказать спасибо блогам многих коллег и не только коллег - всё это мой обобщенный опыт, на который меня вдохновили десятки интернет страниц. Извините, если я не упомянула ссылку на ваш опыт в своей статье.
И в конце - небольшой сеанс фототерапии камчатской природой. Вот такая у нас весна, братцы :) Всё это апрель-май, под вулканами и в окрестностях.












13 комментариев:

  1. Алёна, коллаж замечательная ресурсная техника. И используя её в своей работе, можно достигать поставленные цели.
    Как красиво у Вас :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, Виктория, очень важно четко осознавать цели для проведения занятий!

      Удалить
  2. Коллаж - это то, что у меня лучше всего получается)))
    Фотографии Вашей весны просто сказочные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, как же хорошо найти свою нишу :)

      Удалить
  3. Фото чудесны! Но всё же хорошо, что наш май тёплый. :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, так скучаю по теплому и цветущему маю :(

      Удалить
  4. Алена, чудесные коллажи получились!
    И природа Камчатки - великолепна! Мой папа служил на Камчатке, у нас много фотографий тех лет... Снега - выше человеческого роста...

    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна!
      Природа Камчатки уникальна - побывав там даже однажды, будешь вспоминать всю жизнь..

      Удалить
  5. Алена, великолепные идеи, работы и советы! Очень рада, что нам с Аленой удалось тебя вдохновить))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо за добрые слова!
      Ваша семья меня постоянно вдохновляет! Кстати, памятуя о ваших новогодних открытках, мы сделали в технике коллаж открытки для всех многочисленных родственников и знакомых на Пасху и разослали во все уголки нашей России. :)

      Удалить
  6. Алена, здравствуйте! Ничего себе - снег на 9 мая...
    Спасибо, что поделились опытом и советами по созданию коллажей из журналов! Работы замечательные получились.)
    Красива природа Камчатки - особенная)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, спасибо. Надеюсь, советы пригодятся тем, кто начнет использование этой техники в своей работе.
      А природа Камчатки и впрямь особенная!

      Удалить
  7. Алена, вот только сейчас увидела этот пост. Здорово! Спасибо за такие обобщения.

    ОтветитьУдалить