Поиск по этому блогу

четверг, 16 июня 2016 г.

Чудо-кубики или развивающая игра Никитиных "Сложи узор"

Здравствуйте, дорогие читатели! 
Давно я не появлялась пред ваши ясные очи, хотя сама следила с интересом за блого-творчеством своих коллег. Оправданием мне является ремонт, проходивший у нас в ДОУ, причем, как это водится, мы выступали активными участниками этого ремонта. Было тяжело, но это тоже опыт - теперь для меня не проблема зашпаТлевать стену, покрасить её и даже застелить линолеум. Кто бы дома еще сделал мне ремонт? Т.к. сил на домашний ремонт после садиковского уже не осталось. 
Параллельно с этим, я приняла участие в краевом этапе VIII всероссийского конкурса психолого-педагогических программ "Новые технологии для "Новой школы". Участвовала я там со своей коррекционно-развивающей программой "Чудо кубики" для детей старшего дошкольного возраста. 

Данная программа предназначена для развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей. Программа включает в себя курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей моторики, внимания, памяти, воображения, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, а также содержит методические указания по проведению этих занятий. Занятия проводятся с использованием развивающей игры «Сложи узор» (изготовитель ООО «Корвет») и альбомов заданий «Чудо-кубики для игры «Сложи узор» и «Чудо-кубики 2 для игры «Сложи узор» издательства ООО «Корвет». 
 «Сложи узор» - одна из популярнейших в нашей стране развивающих игр, описана в системе развития и воспитания детей дошкольного возраста супругами Никитиными. Именно эта развивающая игра  легла в основу занятий по данной программе. 
Почему я начала работать с этим материалом? Началось всё случайно. Дело в том, что когда я пришла работать в сад, то кабинет в плане пособий был практически "голым". Было только очень много наборов "Блоков Дьенеша" (о них в другой раз) и "Сложи узор". С чего-то надо начинать - начала осваивать данный материал. Так родилась программа, рассчитанная на два года обучения - для детей старшей и подготовительной группы, хотя отдельные задания из первого года обучения вполне могут освоить дети средней группы. 
Занятия с кубиками детям очень нравятся, причем они быстро научаются видеть перспективу и развивают зрительное восприятие - если вначале дети воспринимают их лишь как кубики, и могут только строить из них "башни", то затем они понимают, что с помощью разноцветных граней можно создавать узоры и изображения. 

Хочу поделиться с вами двумя занятиями - 1 и 2 года обучения. Остальные занятия построены примерно по такой же структуре. 

Занятие "Мишутка в заколдованном городе". (первый год обучения)
Цели:
1.      Развитие общей и мелкой моторики.
2.     Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, воображения.
3.     Совершенствование навыков общения.
4.     Расширение словарного запаса.
Оборудование: мягкая игрушка Мишка, набор кубиков «Сложи узор»   на каждого ребенка, листы с заданием №11 из альбома «Чудо-кубики. Сложи узор», небольшой фонарик.
Ход занятия:
Психолог приветствует детей и достает мягкую игрушку. «… хочет с вами поздороваться».  Дети передают мягкую игрушку по кругу, здороваются и называют друг друга ласковым именем. Начинает психолог: « Здравствуй, Машенька!» , передает мягкую игрушку Маше. Игрушка «приветствует всех детей по очереди», говорит им ласковые слова. Дети рассаживаются.
Пальчиковая гимнастика  «Ёлка»
Елка быстро получается,
если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).
Пальчики выставить вперед.
Локотки к телу не прижимать.

Детям раздаются листы с заданиями.
П.: Ребята, наш Мишутка-путешественник забрел в заколдованный город. В этом городе все замерло, даже деревья не растут. Но у Мишутки есть чудо-фонарь, а у вас есть чудо-кубики, поэтому, вы с Мишуткой можете расколдовать этот город. Для этого вам надо сложить из кубиков вот такие синие ели на нашем рисунке. Посмотрите внимательно, какие стороны у кубиков вам понадобятся для постройки елей?
Д.: сине-желтые.
П.: Верно. Каждый ряд у елочки состоит из двух сине-желтых кубиков.  А еще вам нужно сделать дорожку для Мишутки. Какого она будет цвета?
Д. : Желтого.
П.: Верно. Будьте внимательны. Приступайте.
Дети выполняют задание.
П.: Ребята, вы молодцы, вы расколдовали город вместе с Мишуткой. Все кругом ожило. Помогите второй елочке вырасти такой же высокой, как и первая. Дорожку из кубиков можете убрать.
 Дети выполняют задание.
П.: Молодцы! А теперь приготовили пальчики, будем делать из них елочку.
П.: Убирайте кубики в коробочки. Можете составить узор.
П.: А теперь мы с вами попадем в тот самый заколдованный город. Вы замрете в разных позах и закроете глаза. Я буду вас будить, а вы не просыпаетесь, пока я не скажу волшебные слова и не освещу вас волшебным фонариком.
Этюд-игра, психогимнастика: «Заколдованный город»
В комнату входит ведущий и видит:
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный стоит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руку и тормоша, но все бесполезно: дети не просыпаются. Тогда ведущий говорит «волшебные слова»:
Бим-бом, бим-бом,
 посвечу я фонарем.
Потянуться, улыбнуться,
Наконец, пора проснуться!
И освещает детей по очереди фонариком. Затем ведущего можно поменять.
Прощание. Аплодисменты.

Занятие 8. «Птичка»
Цели:
1.     Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
2.     Развитие общей и мелкой моторики.
3.     Развитие зрительного восприятия, механизмов анализа и синтеза.
4.     Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
5.     Снятие психического напряжения.
Оборудование: Мягкая игрушка Ёжик, листы с заданиями «Птичка» №5 из альбома «Чудо кубики 2 для игры «Сложи узор» для каждого ребенка, развивающая игра «Сложи узор»   на каждого ребенка, массажные мячи, тетради и простые карандаши для графического диктанта, цветные карандаши.
Ход занятия: Психолог приветствует детей и достает мягкую игрушку. «Ёжик  хочет с вами поздороваться».  Дети передают мягкую игрушку по кругу, здороваются и называют друг друга ласковым именем. Начинает психолог: « Здравствуй, Машенька!» , передает мягкую игрушку Маше. Игрушка «приветствует всех детей по очереди», говорит им ласковые слова. Дети рассаживаются.
Самомассаж: потягивания, растирания ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок – постукивание по ладони другой («мишка ходит»).
Массаж с массажными мячами: «Игра с ёжиком» (см. предыдущие занятия) (жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом)
Детям раздаются листы с заданиями.
Ребята, сегодня к Ёжику прилетела в гости птичка. Её мы будем делать из чудо-кубиков. Какие стороны нам понадобятся?
Дети выполняют задание.
А теперь сложите кубики в коробку и откройте ваши тетради. Приготовились к волшебному рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон»

Я решил ворон считать: (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (поочередно загибают пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно)
Шесть ворона – на столбе, (поочередно разгибают пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно)
Семь ворона – на трубе,
Восемь – села на плакат,
Девять – кормит воронят…
Ну а десять – это галка,
Вот и кончилась считалка! (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
(А. Усачев)

Графический диктант «Птичка»
1 кл.вверх, 1 кл.вправо, 1 кл.вверх, 1 кл.вправо, 2 кл.вниз, 3 кл.вправо, 1 кл.вверх, 1 кл.вправо, 1кл.вниз, 1 кл.влево, 2 кл.вниз, 1 кл.влево, 2 кл.вниз, 1 кл.влево, 2 кл.вверх, 1 кл.влево, 1 кл.вверх, 1кл.влево, 1кл.вверх, 1 кл.влево.
Упражнение на межполушарное взаимодействие «Сова».
С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча – вдох, голова у груди – выдох с вокализацией «у-у-ух», голова у другого плеча – вдох и т.д.
Наше следующее упражнение называется «Солнечный зайчик».
(Цель -  снятие эмоционального напряжения.)
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Подведение итогов. Прощание. Аплодисменты.

Как видите, занятия усложняются со временем, но дети успевают всё освоить. Работа с этим пособием доступна в том числе и детям с ОВЗ.
Напоследок хочу поделиться небольшой презентацией, которая сопровождала меня на выступлении в Институте развития образования, где меня пригласили выступить с докладом о моей программе.



13 комментариев:

  1. Развивающие игры Никитиных - настоящее пособия для работы с детьми!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, верно - пособие гениальное и простое!

      Удалить
  2. О, кубики! Это моя давняя мечта, хотя бы один комплект на кабинет! А вам досталось настоящее сокровище))) С большим интересом познакомилась с программой. Хотя дошкольники и не моя сфера деятельности, все равно сделала для себя закладочку ( а вдруг все-таки приобрету такой набор). Алена, спасибо за знакомство с программой и занятиями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, там в конце презентации ссылка на сайт, где я заказывала сам комплект и пособие к нему - стоимость там совсем не высокая, если закажете один на кабинет, то выйдет не дорого, а дети будут очень рады, пособие многофункциональное.

      Удалить
  3. Алёна, хороший опыт!
    Очень часто дети испытывают трудности и не могут выложить узор по образцу.
    Используя данную программу, у детей быстрее сформируется наглядно-действенное мышление. Спасибо, что поделились своим опытом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, Виктория, наглядно-действенное мышление это в принципе первооснова всех высших психических процессов.

      Удалить
  4. Разглядела красивый диплом и чудесные розы)
    был у меня в жизни период,когда я пробовала себя в разных конкурсах. Отличная возможность оторваться от стандартов,найти единомышленников и получить адекватную оценку своего труда)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно-точно, у меня сейчас именно такой период - интересно везде участвовать! Отличное определение цели Вы дали - оторваться, найти и получить! В точку :)

      Удалить
  5. Алёна, а можно приобрести только конспекты занятий

    ОтветитьУдалить
  6. Людмила, конечно можно. Напишите мне на почту alenayakubova1986@gmail.com

    ОтветитьУдалить
  7. Елена Гамакова8 декабря 2016 г. в 03:02

    Алена, я работаю в детском саду, в этом году закупили кубики Никитиных, но организовать интересно и увлекательно работу с ними для меня оказалось делом не простым. А у вас это целая находка для меня, можно ме конспекты и листы с заданиями. На вашу почту я отправила письмо

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый вечер Алена! Случайно попала к вам на сайт, и нашла столько интересного и увлекательного. Захожу к вам в гости практически каждый день и нахожу что то новое. Спасибо вам за то что делитесь своими наработками. Очень хотелось бы приобрести вашу программу "Чудо кубики" с конспектами занятий и приложением . Подскажите где я смогу ее приобрести. Заранее благодарю.

    ОтветитьУдалить