Поиск по этому блогу

вторник, 26 апреля 2016 г.

Чем занять ребёнка или ТРИЗ-игры без подготовки

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня я к вам с подборкой игр по технологии ТРИЗ. Хочу сказать, что до недавнего времени я ничего не слышала об этом звере, под названием ТРИЗ, зато потом, стоило мне прочитать статью в блоге у Натальи Руссу, как, согласно принципу синхронистичности (смотри мою статью про метафорические карты), информация полилась, как из рога изобилия.
А вскоре я попала на дистанционные курсы "Современные педагогические технологии в ДОУ", где темой одной из лекций были "Педагогические технологии, основанные на ТРИЗ". Вот определение оттуда. 
Одной из технологий, которые могут быть использованы педагогами в ходе формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, является педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.
Согласитесь, звучит многообещающе. И как это я могла пропустить такое перспективное направление? А тут и подоспел марафон "Воображариум" в Instagram (проект @deti.idei , автор @goncharok, хэштег #дети_идеи ), как не принять участие!? И знаете, что? Оказывается я давно работаю по этому направлению, особенно со своим сыном :) И знаете еще что? Оказывается самый главный адепт ТРИЗ-педагогики мой муж, причем сам он об этом даже не знает.
Мы часто ездим всей семьей на природу, наша камчатские виды этому способствуют, дорога всегда достаточно дальняя. Муж противник того, чтобы ребенок "рубился" в гаджет в пути (в отличии иногда от ленивой меня :D , которая порой хочет тишины и покоя ) и всё время придумывает какие-то словесные игры. Я, окунувшись в триз-технологии, тоже подключилась к придумыванию. В итоге время в пути пролетает незаметно и весело. Так что делюсь с вами подборкой наших любимых игр. Если у вас есть варианты - пишите в комментариях, с удовольствием расширю наш репертуар. 
Игра №1 «Метод фокальных объектов» (автор Чарльз Вайтинг (1926-2007)). Основная идея методаустановление ассоциативных связей определенного объекта со случайными объектами или их признаками. Для этого выбираются наугад несколько объектов (2 – 4), у каждого из которых выявляются специфические признаки. Затем поодиночке признаки переносятся на рассматриваемый объект, находящийся как бы в фокусе внимания.
Например, вначале выделяются признаки у двух объектов.
Кефир                                                Радио
Жидкий                                             Сломанное
Прокисший                                      Портативное
Фруктовый                                       Говорящее
Затем признаки переносятся на другой, как бы находящийся в фокусе, объект – цветок. После этого детям предлагается представить себе, как выглядит цветок: жидкий, прокисший, фруктовый, сломанный, портативный, говорящий. Далее поочередно обсуждается каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов, объяснение при этом должно быть аргументированным. В конце (если позволяет обстановка) можно организовать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, составление сказки), создание словесной модели, предполагающая изображение необходимого объекта. В результате подобной деятельности ребенок учится получать новую информацию из непривычных, необычных источников (случайного словосочетания). Он может оценивать необходимость полученной информации в своей деятельности. Рассуждая по поводу полученных словосочетаний, ребенок может делать выводы из полученной информации.
Игра №2 "Сочетание слов"
Похожа на предыдущую, но называются несвязанные друг с другом существительные (2-3 шт.) и столько же несвязанных прилагательных. Далее игра идет, как в предыдущем варианте - сочетание каждого существительного с различными прилагательными. Такие игры вызывают море веселья и заставляют работать фантазию на всю катушку, когда нужно представить себе, как выглядит белая трава или липкая луна, и почему они такими стали :)
Игра №3 "Хорошо-плохо"
Первый игрок начинает "погулять" хорошо , потому, что "можно найти что-нибудь интересное", другой продолжает: "найти что-нибудь интересное" плохо, потому что "это нельзя принести домой с улицы". Следующий говорит, что если нельзя "приносить что-нибудь домой с улицы" это хорошо, потому что "можно что-то интересное найти дома" и т.д. пока не наступит тупик :0) По опыту могу сказать, что игра это почти бесконечная и невероятно развивает вариативность мышления. Особенно хорошо с детьми, которые любят "поныть" и пожаловаться "что всё плохо". 
Игра №4 "Что было бы если бы..."
Представляете с ребенком различные ситуации, что было бы, если бы была всё время ночь? Или что было бы, если бы на земле всюду была вода? Дети тоже активно участвуют в придумывании ситуаций. 
Еще вариант это игры - переход от количественных параметров в качественные. Что будет, если станет много-много машин? или много-много конфет?
Игра №5 "А что может быть вместо этого?"
Представляете с ребёнком какой-нибудь повседневный предмет, для чего он нужен, как выглядит и представляете, что он исчез из обихода (забрали инопланетяне о_О , например ), чем можно его заменить? 
Игра №6 "Комбинация"
Соединяете два предмета и представляете, как этот новый предмет может работать и для чего может применяться (элементарный пример "ковер-самолет")

Игра №7 "Такие разные предметы" 
Эта игра основана на Приемах работы с ресурсами объектов (автор Т.А. Сидорчук). Она, как и все игры-ТРИЗ, помогает снимать у детей стереотипы мышления, находить оригинальные решения в проблемных ситуациях. Целью является  формирование у детей понятия, что у любого объекта есть основное назначение - функция и неиспользованные возможности - ресурсы, с помощью которых можно решать проблемы.
Ресурсы можно классифицировать по разным признакам. Имеются энергетические и пространственные ресурсы, ресурсы времени, формы, размера, стоимости и др. Бывают и функциональные ресурсы. Любая вещь помимо своего прямого назначения имеет неиспользованные возможности. Анализируя ресурсы объектов необходимо дать понять детям, что с помощью ресурсов можно решать проблемы. Работа строится последовательно:
- в начале произвольно выбирается базовый объект и определяется его основное назначение (функция);
- далее объясняется способ реализации функции данного объекта;
- после этого называются разнообразные действия и функции других объектов, и объясняется, каким образом данное действие или функцию может осуществить  базовый объект для решения какой – либо проблемы;
- в конце обязательно проводится рефлексия, направленная на то, чтобы дошкольники осознали, что у любого объекта есть основное назначение и неиспользованные возможности, которые  позволяют решать проблемы.
Ну вот далеко не полный список очень полезных игр, которые приносят огромный заряд положительных эмоций, заставляют работать наш мозг и незаметно развивают в детях все те,  качества, которые необходимы им в дальнейшем обучении. ТРИЗ-игры при подготовке ребёнка к школе вообще находка, ребёнок даже не поймет, что он в данный момент "прокачивает" своё логическое мышление, воображение, расширяет кругозор и креативность (проверить уровень креативности по тесту Торранса можно тут ). 

9 комментариев:

  1. Алена, спасибо за очередную порцию советов для родителей и всех заинтересованных взрослых. С Вашего позволения, размещу ссылку на школьном сайте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    2. Буду рада, если информация окажется полезной, Анна Борисовна!

      Удалить
  2. Отличная подборка ТРИЗ-овских игр!) К сожалению, педагоги во многих ДОО (нашем в том числе) используют лишь элементы этой технологии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, хорошо, что хоть элементы применяют :)

      Удалить
  3. Алена, спасибо, очень люблю подобные игры, постоянно включаю их в наши занятия и развлечения. Новые функции предметов, воображаемые качества и события. Очень понравилась игра хорошо-плохо, буду играть с детьми).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна, я обратила внимание, что ТРИЗ педагогику вы с своих чудо-играх не обходите стороной!

      Удалить
  4. ТРИЗ открывает удивительный мир!

    ОтветитьУдалить
  5. Алена, очень рада, что в рядах ТРИЗовцев пополнение, и Вы заинтересовались данной технологией. У нас в саду этим занимаются все педагоги и специалисты. Согласна с Викторией, ТРИЗ это нечто!!!

    ОтветитьУдалить