Поиск по этому блогу

вторник, 19 ноября 2019 г.

Педагогические МАНДАЛЫ

Здравствуйте, уважаемые читатели!
По следам моего занятия с педагогами, хочу поделиться информацией о том,что такое "мандала" и как эти самые мАндалы можно применить в работе с детьми, а также для самовосстановления и восполнения внутренних ресурсов. 

Мандала (санскр. mandala – «круглый, круговой, круг, диск») – это универсальная символическая модель мироздания и человеческого сознания.
Это понятие введено в психотерапию Карлом Густавом Юнгом.
Юнг полагал, что все в нашей психике организовано посредством некой точки (центра), который сам по себе является источником энергии. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру,  к открытию нашей уникальной индивидуальности, это «зримая проекция психического», «стремление к целостности».
В психотерапевтическом смысле работа с мандалами – это установление контакта с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные  чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжение, мы успокаиваемся, улучшается  состояние нашего внутреннего мира. 
Какие же существуют возможности применения мандал с детьми. Рассмотрим схему.


Где и как в педагогической деятельности можно это применить?
И, наконец, для чего педагогам можно это использовать? 
Цели применения мандала-терапии в работе педагога:
¢  Развитие мышления, моторики, концентрацию внимания.
¢  Воспитание терпеливости и аккуратности, желания доводить дело до конца.
¢  Коррекция страхов и тревог, стабилизация эмоционального фона.
¢  Коррекция накопившегося напряжения и/или агрессии.
¢  Организация групповой деятельности. Развитие взаимопомощи, коммуникативных навыков.
Изучив с педагогами теорию, мы перешли к практике и каждый педагог на тарелочке с манкой/песком с помощью различных украшений составил свою мандалу. 
А в конце я предложила составить общую картину из всех тарелочек.
 Педагоги с увлечением выкладывали свои картины! Отрадно было и то, что педагоги сразу начали применять метод с детьми. Я поделилась своей коллекцией детских раскрасок в виде мандал, и педагог использовал их в своем открытом занятии, посвященном нетрадиционным способам рисования. В конце занятия дети также составляли общую мандалу из своих рисунков. 
Вот примеры таких раскрасок.
В интернете их огромное количество - всех размеров, тем и типов сложности. Например здесь. Раскраска в виде круга стимулирует детей завершить её, а это тренирует усидчивость. 

Также, благодаря блогу Деревенька, где я черпаю множество практических идей, я узнала о бесплатной рассылке шаблонов мандал для украшения, а также для графических самодиктантов в блоге у Натальи Чистоклетовой . Скачала, распечатала, заламинировала и сразу пустила в дело!


 Кстати, с детьми мы используем понятия "солнышки" или "круги", чтобы не смущать их слух иноязычным словом ) :) 
С помощью таких "солнышек" дети отрабатывают понятие симметрия, а также снимают мышечное напряжение и просто расслабляются! Очень им нравится их украшать стеклянными и пластиковыми сокровищами. 
А еще я в кабинет приобрела круглый ковер, круглые сидушки и цветочек настроения - говорю же, круг в работе психолога вещь необходимая :)


Ну и напоследок, хочу поделиться брошюрой для педагогов, обобщающей всю полученную информацию. Как обычно - распечатываем с двух сторон, сворачиваем втрое, получаем буклет.






6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Владимировна! Интересное занятие с педагогами! Раньше я не слышала о таком понятии, как "педагогические мандалы". Было интересно читать ваш пост. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Рада, что сумела просветить :) По правде говоря, понятия "педагогические мандалы" нет, но в целом можно сказать, что применение этого метода в педагогике можно и так назвать. Почему бы и нет, правда?

      Удалить
  2. Алена Валерьевна, спасибо за все Ваши идеи и материалы. Столько полезного можно почерпнуть из Вашего блога, что многие и делаю. Я уж точно это знаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно просто "Алёна" , тем более, что я Владимировна :) Спасибо на добром слове. Мне очень важно это услышать, я всегда искренне рада, когда хорошие идеи идут в практическую работу! Так мы все и вдохновляем друг друга!

      Удалить
  3. Приятно оказаться источником вдохновения))) Замечательно, когда коллеги делятся своими идеями, находками, получается такое виртуальное методическое объединение. Мы недавно с пятиклассниками как раз с графическими мандалами работали, надо бы и с педагогами повторить, перед новым годом) Алена, за Ваш опыт использования мандал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, ваш блог и идеи всегда меня вдохновляют! Большое спасибо!

      Удалить