По следам моего занятия с педагогами, хочу поделиться информацией о том,что такое "мандала" и как эти самые мАндалы можно применить в работе с детьми, а также для самовосстановления и восполнения внутренних ресурсов.
Изучив с педагогами теорию, мы перешли к практике и каждый педагог на тарелочке с манкой/песком с помощью различных украшений составил свою мандалу.
Мандала (санскр. mandala – «круглый, круговой, круг, диск»)
– это универсальная символическая модель мироздания и человеческого сознания.
Это понятие введено в психотерапию Карлом Густавом Юнгом.
Юнг полагал, что все в нашей психике организовано
посредством некой точки (центра), который сам по себе является источником
энергии. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности, это
«зримая проекция психического», «стремление к целостности».
В психотерапевтическом смысле работа с мандалами – это
установление контакта с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами —
будь то позитивные или негативные
чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого
процесса. Таким образом,
исчезает напряжение, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира.
Какие же существуют возможности применения мандал с детьми. Рассмотрим схему.
Где и как в педагогической деятельности можно это применить?
И, наконец, для чего педагогам можно это использовать?
Цели применения мандала-терапии в работе педагога:
¢ Развитие
мышления, моторики, концентрацию внимания.
¢ Воспитание
терпеливости и аккуратности, желания доводить дело до конца.
¢ Коррекция
страхов и тревог, стабилизация эмоционального фона.
¢ Коррекция
накопившегося напряжения и/или агрессии.
¢ Организация
групповой деятельности. Развитие взаимопомощи, коммуникативных навыков.
А в конце я предложила составить общую картину из всех тарелочек.
Педагоги с увлечением выкладывали свои картины! Отрадно было и то, что педагоги сразу начали применять метод с детьми. Я поделилась своей коллекцией детских раскрасок в виде мандал, и педагог использовал их в своем открытом занятии, посвященном нетрадиционным способам рисования. В конце занятия дети также составляли общую мандалу из своих рисунков.
Вот примеры таких раскрасок.
В интернете их огромное количество - всех размеров, тем и типов сложности. Например здесь. Раскраска в виде круга стимулирует детей завершить её, а это тренирует усидчивость. Также, благодаря блогу Деревенька, где я черпаю множество практических идей, я узнала о бесплатной рассылке шаблонов мандал для украшения, а также для графических самодиктантов в блоге у Натальи Чистоклетовой . Скачала, распечатала, заламинировала и сразу пустила в дело!
Кстати, с детьми мы используем понятия "солнышки" или "круги", чтобы не смущать их слух иноязычным словом ) :)
С помощью таких "солнышек" дети отрабатывают понятие симметрия, а также снимают мышечное напряжение и просто расслабляются! Очень им нравится их украшать стеклянными и пластиковыми сокровищами.
А еще я в кабинет приобрела круглый ковер, круглые сидушки и цветочек настроения - говорю же, круг в работе психолога вещь необходимая :)
Ну и напоследок, хочу поделиться брошюрой для педагогов, обобщающей всю полученную информацию. Как обычно - распечатываем с двух сторон, сворачиваем втрое, получаем буклет.
Здравствуйте, Елена Владимировна! Интересное занятие с педагогами! Раньше я не слышала о таком понятии, как "педагогические мандалы". Было интересно читать ваш пост. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина! Рада, что сумела просветить :) По правде говоря, понятия "педагогические мандалы" нет, но в целом можно сказать, что применение этого метода в педагогике можно и так назвать. Почему бы и нет, правда?
УдалитьАлена Валерьевна, спасибо за все Ваши идеи и материалы. Столько полезного можно почерпнуть из Вашего блога, что многие и делаю. Я уж точно это знаю!
ОтветитьУдалитьМожно просто "Алёна" , тем более, что я Владимировна :) Спасибо на добром слове. Мне очень важно это услышать, я всегда искренне рада, когда хорошие идеи идут в практическую работу! Так мы все и вдохновляем друг друга!
УдалитьПриятно оказаться источником вдохновения))) Замечательно, когда коллеги делятся своими идеями, находками, получается такое виртуальное методическое объединение. Мы недавно с пятиклассниками как раз с графическими мандалами работали, надо бы и с педагогами повторить, перед новым годом) Алена, за Ваш опыт использования мандал.
ОтветитьУдалитьЛюдмила, ваш блог и идеи всегда меня вдохновляют! Большое спасибо!
Удалить