Здравствуйте! Публикуем статью педагога нашего ДОУ Марии Андреевны Московской о том, как можно воспитать чувство патриотизма у детей, на какие знания и умения нужно ориентироваться родителям при воспитании этой сферы у мальчиков и девочек, а также приводится список практических рекомендаций для родителей.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
Г.
Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное
человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм»,
который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство
глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе,
толерантное отношение к другим людям.
Основы патриотизма
начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в
семье.
У
мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда
становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик
должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую
трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому,
закаляться, заниматься спортом.
Родители
должны формировать у своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь
договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.
У
девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные,
доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.
Уже
в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем
она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о
городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город.
Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками,
мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать
в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в
детском саду.
Существуют
разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о
Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских
книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет,
соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример
родителей.
Через
изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной
земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к
поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный
фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое
развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных
праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с
культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное
отношение.
Одно
из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным
отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном
труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку,
в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного
отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается
на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной
природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые
помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не
менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у
ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей
страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости,
чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к
родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.
Перечень примерных знаний и умений дошкольника в рамках патриотического
воспитания.
• знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества
родителей, где работают, как важен для общества их труд;
• знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по
дому;
• может рассказать о своем родном городе (поселке, селе),
назвать улицу, на которой живет;
• знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная
многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет
представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
• имеет представления о Российской армии, о Дне Победы.
Рекомендации для родителей.
• Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого
для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,
поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,
магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих
учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству
и озеленению своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки
других людей.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре
своего народа
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок,
примерное поведение в общественных местах.
• Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и
гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
• Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю
ваших предков, из которых они вышли с честью
• Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами
своей Родины.
• Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с
ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы
будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того,
что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
• Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым
прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш
ребёнок.
• Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только
проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
• Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной
стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!»,
«Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
• Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях,
прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в
жизнь общества.
• Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется
против вас самих.
• Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять
позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Список используемой литературы.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание
дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007.
Алябьева Е.А.
Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Дошкольная
педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия",
2006.
Новицкая М.Ю. Наследие.
Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.
Нравственно-патриотическое
и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,
2013.
Нравственно-эстетическое
воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев
и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989.
Комратова, М.Г., Грибова
Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ
Сфера 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий