Поиск по этому блогу

вторник, 27 ноября 2018 г.

Зайки заики. Причины и профилактика заикания.


«Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – это когда любишь ты»
 Конфуций
 


Чудо исцеления глухонемого
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Знаете ли вы, что в календаре есть такой день - Международный День заикающихся? Ежегодно в этот день - 22 октября - проводятся различные мероприятия, призванные обратить внимание общественности на данную проблему. В этом году и мне довелось участвовать в автопробеге, а точнее автомобильном крестном ходе, в честь этого дня.


Ваша покорная слуга умудряется и машину вести и ручкой махать :)
На Камчатке создан Центр заикающихся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре. Уже 10 лет им руководит  иеромонах Иоанн (Заяц), существует краевая общественная организация «Общество заикающихся». Каждый год эта организация проводит конкурс чтецов, круглые столы и другие мероприятия, помогающие заикающимся и их близким заявить о себе и напомнить окружающим о том, что такие люди есть и как им можно помочь. В этом году планируется конференция "Преодоление заикания в процессе развития личности. Педагогическое наследие профессора С.А. Рачинского".
Со своей стороны я хотела бы рассмотреть эту проблему с психологической точки зрения.



Роль семьи в развитии ребёнка трудно переоценить. Для детей семья это не только целый мир. В семье закладываются те эталоны, с помощью которых мы, став взрослыми, оцениваем всё наше окружение с точки зрения его нормальности, а также совместимости с нами. Именно родители закладывают тот жизненный сценарий, по которому уже взрослый человек подсознательно или осознанно будет строить свою жизнь. Поэтому на родителях лежит огромная ответственность – ведь воспитывая ребёнка, они воспитывают будущего взрослого.
Одним из факторов, по которому психологи определяют развитие ребёнка, является речь. Это одно из самых важных исторических достижений человечества, ведь именно речь помогает стать личностью. Речь помогает людям взаимодействовать друг с другом, а также с собой (т.н. внутренняя речь), что способствует саморазвитию каждого индивидуума и человечества в целом. Именно речь помогает донести до окружающих не только свои элементарные потребности, но и сложные идеи и мысли, озвучить свои чувства и вербализировать ощущения. 

Как правило, в дошкольном возрасте бо'льшая часть детей с трудностями поведения, это дети, которые имеют какие-либо нарушения речи. И это объяснимо. В определенный момент ребенок желает взаимодействовать с миром, рассказать ему о себе и о своих желаниях, но что же он получает в ответ? Непонимание. Что может быть страшнее для человека? И ребёнку очень трудно совладать с чувствами, которые рождаются в ответ на это непонимание. В первую очередь это бессилие, которое в виду незрелых психических процессов и нервной системы в целом, выливается часто в агрессию по отношению к сверстникам и близким. И это не самый плохой вариант, так как в этом случае пусть и таким неконструктивным, но доступным для него способом, ребёнок сигнализирует окружающим о том, что ему нужна помощь. Если рядом окажутся психологически грамотные взрослые, то они помогут найти подходящие для ребенка способы взаимодействия с миром, помогут развить речь. Гораздо хуже, когда, например, от природы робкие дети, столкнувшись с этим вселенским непониманием, замкнутся в себе и перестанут пытаться донести свои потребности до окружающих. Именно на этом этапе развития может возникнуть заикание, как одна из форм нарушения речи.
Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
В своем развитии заикание проходит несколько фаз от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению. В последствии, мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».
Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания исследователи выделяют:


  • наследственную отягощенность; 
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы; 
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).


Условиями, способствующими возникновению заикания, могут выступать: нарушение развития моторики и чувства ритма; трудности интеллектуального развития; нарушения эмоционально-волевой сферы; делительные психические травмы. 
К причинам, провоцирующим возникновение заикания, исследователи также относят: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).
Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может в последствии помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.
Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:
  •   нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков); 
  • трудности и запинки в начале речи; 
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).
В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику, арттерапию. Немалое значение придается и семейной терапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки.
Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. 
Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Что немаловажно и для взрослых :) Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). 
Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Этому способствуют частые беседы с ребёнком, обсуждение интересных для него тем, ответы родителей на детские вопросы. 
Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Здесь на помощь приходят совместные пения, чтение стихов-потешек, ритмические игры (ладушки и пр.) Надо сказать, что пение вообще очень показано при заикании, существует множество методик помощи заикающимся, основанных на музыке. Отец Иоанн, о котором я говорила в начале, рассказывал, что многие батюшки исцелялись от заикания именно во время участия в церковных Таинствах, где нужно петь церковные песнопения и читать вслух отрывки из книг. Подробнее о Православном подходе к помощи заикающимся можно послушать по ссылке на радио-интервью с отцом Иоанном(Заяц)
  Занимаясь профилактикой заикания, нужно помнить, что сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано, в игровой форме и в положительном эмоциональном ключе. То есть получение новых знаний для ребёнка должно быть в удовольствие, а для этого ребёнок должен видеть и в родителе искренний интерес к совместной деятельности. Еще для таких детей важно наличие неторопливого свободного времени во время досуга, когда вся семья никуда не спешит и наслаждается моментом совместного общения.

А вы встречали заикающихся людей? 

Источники:
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/stuttering
http://pravkamchatka.ru/news/mezhdunarodnyj-den-zaikayushhixsya-lyudej.html
http://slovo.pravkamchatka.ru/


 



12 комментариев:

  1. Алена, привет! Я сама принадлежала к их числу до 16 лет. Заикалась при ответах в школе, на публике - это очень страшно. Потом все прошло. У нас это семейное: мама, брат, заикался мой старший сын (на лечение ушло около года). СТрах перед необходимостью ответа у меня был очень велик. Дети, имеющие запинки в речи, это особая категория детей, не каждый специалист может работать в этом направлении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, здравствуй! Спасибо, что поделилась - у чутких и тонко-чувствующих людей часто бывает подобный страх и это может провоцировать запинки и заикания в речи, думаю, тебе помогла справится с этим огромная сила духа, а свои особенности тебе хорошо удалось развить и превратить в достоинства, необходимые для работы психолога.
      Действительно, очень важно, чтобы рядом с таким ребенком был хороший специалист или просто надежный взрослый, знающий и терпеливый.

      Удалить
  2. Слышала, что есть такой день, но когда он отмечается и его история мне были не совсем знакомы. Спасибо и за все советы. Отправляю ссылку на Вашу публикацию на страничку родительского лектория школьного сайта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, рада, что удалось просветить :) Я сама узнала об этом совсем недавно. Спасибо, что поделились моей статьей!

      Удалить
  3. Алена, здравствуйте! Актуальная тема, спасибо за информацию. Радио - интервью с отцом Иоанном начала слушать - обязательно прослушаю до конца в более свободное время, просвещенный человек, и речь простая и доступная.
    У меня заикается внучатый племянник, особенно проблема усиливается после болезни или нагрузок в школе, сейчас ему 13 лет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, послушать действительно стоит - отец Иоанн прекрасный оратор, а, между прочим, сам был заикающимся до определенного момента! Мне повезло с ним общаться - он курирует нашу группу православных психологов города.
      13 лет такой трудный возраст, я искренне надеюсь, что ваш племянник сможет справится и стать хозяином своей речи! От всей души ему этого желаю! И побольше спокойствия, понимания от окружающих и уверенности в себе, это так важно при заикании.

      Удалить
  4. Надо же, не знала про такой день.
    муж в детстве очень сильно заикался, мама возила его к разным врачам. С возрастом как-то прошло,но не до конца.
    Начинает заикаться немного,когда говорит на публике.Но мы как-то совсем на это внимание не обращаем)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Несу информацию в массы :) Запинки и небольшие заикания свойственны многим людям при волнительных моментах - не бывает идеально чистой речи , поскольку мы не роботы. Поэтому, если это не мешает общению , то и трудностей не создает, можно на это не обращать внимания ))

      Удалить
  5. Алёна, здравствуйте! Я о таком дне даже и не слышала. Спасибо за интересную публикацию. Моя двоюродная сестра с детства тоже заикалась, и сейчас, когда волнуется, тоже начинает заикаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я сама узнала о таком дне совсем недавно. Вижу большой отклик на статью - многие так или иначе сталкивались с трудностью заикания и часто недуг возвращается, когда человек наиболее уязвим - в моменты волнения, например.

      Удалить
  6. Алена, здравствуйте! Как кстати ваша статья!!! Неделю назад поступил запрос от родителя заикающейся девочки 4,4 лет (операция, психотравмирующая ситуация), раньше с такой проблемой не работала. Перечитала массу информации, думаю работать в таком плане: релакс, дыхательные упражнения, снятие мышечного напряжения, арт-терапия. В правильном направлении действую? Может что подскажите? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте! Как приятно читать, что информация востребована.
      Если вам удастся работать с девочкой в таком режиме,как вы запланировали, то, думаю, это должно очень благоприятно сказаться на ней! Тут еще необходимо наблюдать за откликом ребенка - упор делать именно на те виды деятельности, которые понравились, в которых ребенок может расслабиться и не думать о результате, а наслаждаться процессом. Ну и, конечно, консультация для родителей необходима - настраиваем их на создание спокойной доброжелательной домашней атмосферы для ребенка, наполненной неспешной совместной деятельностью.
      Искренне надеюсь, что у ребенка всё будет хорошо!

      Удалить