Здравствуйте, уважаемые читатели!
Давно не писала в блог, но я это исправлю. В профессиональном плане у меня изменения - перешла на новое место работы, в "Родничок". Это тоже детский сад и тоже комбинированного вида, так что суть работы не изменилась. На предыдущем месте проработала 6 лет, и пришла пора что-то изменить, хотя было тяжело расставаться с любимым коллективом. Но я всех люблю и помню, и это, я знаю, обоюдно, так что иногда еще захожу в гости - уже не как сотрудник, а как друг :) Скоро буду делиться опытом работы с нового места, а пока - делюсь своей статьёй для местного педагогического издания, в которой подытожила весь свой опыт по адаптации детей к детскому саду (хроники адаптаций разных лет и мои наработки по теме можно почитать по ссылке ).
Современные методы по психологическому
сопровождению детей в период адаптации к ДОУ.
Ничто
не может изгладить
первых
впечатлений детства
Гёте
В течение жизни современному человеку
приходится адаптироваться к различным условиям и социальным институтам, которые
он проходит в процессе своего обучения, социализации и построения карьеры.
Первым из таких социальных институтов является дошкольное образовательное
учреждение – «детский сад». Ребёнок вынужден подчас полностью перестроить своё
привычное поведение, чтобы чувствовать себя комфортно в новой среде. Таким
образом маленький человек получает новый опыт, первый в череде последующих, по
встраиванию своей личности в мозаику общества.
Для развития ребёнка требуется создание
необходимых условий – «социальных ситуаций», которые обеспечивают «…особое
сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л.С. Выготский) и
нужны для формирования новых качественных достижений в психическом развитии
детей.
С приходом ребенка в дошкольное учреждения
его жизнь полностью меняется: отсутствие родителей, строгий режим дня, новые
требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Всё
это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Разные
дети могут преодолеть её по-разному. Кто-то достаточно быстро вливается в
детский коллектив и чувствует себя там достаточно комфортно, для кото-то такая
резкая смена обстановки чревата невротическими реакциями: капризами, страхом,
отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д. [2]
Исследования показали, что уже в 6-7 лет
складываются хотя и простые, но уже обобщенные специфические для данного
человека, устойчивые (т.н. сохраняющие основные особенности и в дальнейшем)
психологические механизмы. Эти механизмы в последствии становятся основой
психики в целом. Вот почему дошкольный возраст очень важен для становления
личности и все процессы, происходящие в этот период, требуют особого внимания и
поддержки. Более того, именно дошкольный возраст наиболее сензитивен для
формирования оптимальных уровней механизмов психики ребенка. Безусловно процесс
адаптации к дошкольному учреждению, исходя из вышесказанного, оказывает
колоссальное влияние на последующее формирование личности.
Адаптация (от лат. adaptatio
– «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на
разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Таким образом,
адаптация к детскому саду затрагивает все структуры не только личности, но и
организма в целом. [2]
Именно в этот период
важно, чтобы рядом с ребёнком находились взрослые, которые осознают всю
важность происходящего процесса адаптации, а также понимают, как ребёнку не
просто в сложившейся ситуации. Желательно, чтобы такие взрослые окружали
ребёнка и дома, и непосредственно в детском саду. Для оптимального течения
адаптации важны постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение и
индивидуальный подход со стороны специалистов детского сада. Данная работа
ведётся по трем направлениям: с родителями (законными представителями), с
воспитателями и с детьми, поэтапно. И основную роль в этом процессе занимает
педагог-психолог дошкольного учреждения.
Поскольку современный
темп жизни диктует свои условия, педагогу-психологу необходимо подстраиваться
под возрастающие нужды всех участников образовательного процесса. Эффективнее
всего это сделать, используя в работе современные методы психологического
сопровождения, и в данном случае, задача психолога - грамотно сочетать
современные методы с традиционными. Далее мы рассмотрим подробнее направления
деятельности и различные методы, применяемые педагогом-психологом в период
адаптации детей к дошкольному учреждению.
Взаимодействие педагога-психолога
с родителями должно начинаться еще до поступления ребёнка в детский сад, в
форме психологического информирования на традиционных родительских собраниях, а
также с помощью буклетов, памяток и продолжается индивидуальными
консультациями. Помимо этих традиционных, хорошо зарекомендовавших себя,
методов работы с родителями, можно выделить и современные, такие как:
1.
Слайд-шоу
фотографий, которые могут транслироваться на общий экран в холле, с
изображением помещений групп, режимных моментов, игр ребят и т.п. Это поможет
снизить тревожность родителей относительно того, как себя чувствуют дети в
непростой период адаптации, а также наглядно продемонстрировать работу, которая
ведется в ДОУ для успешной адаптации малышей.
2.
Выступление на традиционных
родительских собраниях можно эффективно дополнить применением таких
мультимедийных методов в выступлении педагога-психолога, как показ и
последующее обсуждение тематических отрывков из кинофильмов и мультфильмов, где
показаны трудности, с которыми сталкиваются родители и дети, которые впервые
начинают посещать детский сад. Хороший результат даёт проведение с родителями
игр на знакомство и сплочение группы – это позволяет родителям узнать больше
друг о друге и о детях, посещающих ДОУ, а также обсудить схожие затруднения при
прохождении адаптации.
3.
Организация и
проведение семинара для родителей, например, «Развивающие и адаптивные игры для
ребёнка раннего возраста». Данные мероприятия способствуют большей
информированности родителей об особенностях развития детей, возможностях
современных методов воспитания, а также помогают выработать эффективные навыки
взаимодействия с детьми и их изменяющимися потребностями.
4.
Информационная
рассылка полезной информации по электронной почте или номеру мобильного
телефона. Поскольку темп жизни сейчас довольно высокий, не все родители могут
позволить себе посещать семинары и другие мероприятия, организованные
педагогом-психологом, либо проводить время, изучая информационные стенды. Однако при этом многие стремятся быть информированными
о тех процессах, которые происходят с ребенком в период адаптации и в целом на
пути взросления. В данном случае педагог-психолог может предоставлять
необходимую информацию в электронном виде, что по результатам анкетирования
родителей, достаточно удобно.
5.
Проведение
мастер-классов с детьми и родителями на создание общего продукта деятельности,
который будет находиться с ребёнком в группе. Какого рода мастер-классы можно
проводить с родителями и детьми? Это должна быть не трудная деятельность,
занимающая краткое время, в виду возрастных особенностей малышей, и дающая
конкретный результат. В данном случае хорошо себя зарекомендовали различные средства
арт-терапии: рисование, лепка, моделирование с бумагой и т.д. Можно, например,
мастерить кукол-мотанок, бутылочки спокойствия (блёстки, вода, глицерин,
природные материалы), тряпичные игрушки и т.д. [5] Та вещь, которая получится в
результате совместной детско-родительской работы, может находиться с ребенком в
группе и нести в себе положительный эмоциональный заряд для ребенка, напоминать
о доме. Данный вид деятельности хорошо проводить в помещении группы, которую
будет посещать ребёнок, это поможет ему наполнить пространство позитивными
воспоминаниями и снизить тревожность по поводу большого нового помещения.
Организация работы
педагога-психолога с воспитателями начинается также задолго до того, как дети
начнут пребывать в новую группу. Немаловажной составляющей работы с педагогами
является совместная подготовка групп, подбор мебели и игрушек в соответствии с
возрастом и потребностями детей. Положительно влияет на настроение детей,
посещающих ДОУ, наличие в группе следующих игровых элементов: веселые панно, которые
могут наполнять игрушки или предметы разной формы, цвета и фактуры. Идеально
подойдут закрепленные пуговицы, шнурки, липучки, застёжки-молнии и т.п. Главное
условие – безопасность и возможность санитарной обработки такого панно; игровые
зоны с развивающими игрушками; семейные уголки, где могут располагаться вещи и
игрушки, принесённые детьми из дома. При достаточном техническом оснащении группы
возможен просмотр слайд-шоу семейных фотографий детей; места для игр с
природными материалами (водой, песком, шишками, галькой, окрашенным рисом,
фасолью и т.д.); фонотека со спокойной музыкой, звуками природы, детскими
песнями; книжные уголки с доступной возрасту литературой; уголки творчества,
оснащенные безопасными и соответствующими возрасту материалами – пальчиковыми
красками, удобными и яркими карандашами и мелками, мягким пластилином.
При
организации пространства группы также возможно применение различных современных
методов, которые стали популярными относительно недавно.
Наряду с традиционными
мягкими панно можно использовать в группе так называемые бизи-борды (от англ. –
busy - занятой и board –доска). Это развивающий стенд, на котором размещены
множество бытовых предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок
и др.), которые можно нажимать, переключать, открывать и закрывать. Данная игра
опирается по своей сути на метод Марии Монтессори – самостоятельное изучение
ребенком сути вещей. Для того, чтобы дети поняли суть бытовых предметов, при
этом не подвергая своё здоровье опасности, предметы размещены в одном месте на
компактной доске. Таким образом происходит самостоятельное развитие ребенка в
дидактически подготовленной среде.
Другим современным
методом успешной адаптации является применение педагогами в играх с детьми
сенсорной или адаптационно-дидактической юбки, изготовление которой возможно
совместно с педагогом-психологом. Это яркая юбка силуэта солнце-клеш, на
которую нашиты карманы, которые могут быть из различной по фактуре и цвету
ткани, застежки (по аналогии с весёлыми панно, упоминаемыми выше), бусины
различного диаметра и другие элементы. Такую юбку педагог может надевать поверх
своей повседневной одежды для интересной организации игр или сюрпризных
моментов на занятиях. Это
полифункциональный инструмент не только для сенсорно-моторного развития. Такая
разноцветная юбка стимулирует познавательную и исследовательскую активность
ребенка, способствует развитию внимания и памяти, творческих способностей,
гармонизации эмоционально-волевой сферы, развитию речи и моторики. Кроме того,
такая юбка помогает наладить контакт педагога и ребёнка, в результате чего
малыш начинает себя чувствовать комфортно и спокойно, включается в групповую
деятельность. В карманах юбки могут располагаться небольшие игрушки или
сюрпризы для вновь прибывших малышей, которым требуется внимание и регуляция их
негативного эмоционального состояния. [2]
При создании сенсорной
юбки следует учитывать следующие моменты: привлекательность для детей,
многофункциональность, обучающие элементы, удобство для воспитателей и детей,
соответствие гигиеническим требованиям.
Также педагог-психолог
проводит с воспитателями семинары-практикумы с целью расширить и
структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период
адаптации, и получить рекомендации для более продуктивного взаимодействия с
родителями новых воспитанников.
При работе с педагогами
необходимо помнить как о просветительском направлении деятельности, так и о
профилактическом. Во время адаптации стресс испытывают не только родители и дети,
впервые начинающие посещать ДОУ, но и сами педагоги. Поэтому психологу важно
проводить с воспитателями различные тренинги для восстановления и поддержания
эмоционально-стабильного фона, а также обучать педагогов методам саморегуляции.
Эффективным будет применение методов арт-терапии с педагогами, что позволит
гармонизировать их эмоциональное состояние и выразить те трудные эмоции,
которые могут возникать в процессе взаимодействия с детьми и родителями. [4]
И, наконец, третье и
главное направление работы педагога-психолога по адаптации детей к ДОУ – работа
с самими детьми. Важную роль в этом играет этап диагностики, которая
производится с помощью листа адаптации. Цель наблюдения в период адаптации –
ежедневный контроль за поведением, эмоциональным состоянием и состоянием
здоровья ребёнка в первый месяц посещения детского сада.
Известно, что ребёнок
раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем
он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле развития, этап
диагностики очень важен в процессе адаптации. В контроле за развитием детей
участвуют педагог-психолог, медицинский работник и воспитатель группы. [6]
В течение года с детьми
необходимо проводить занятия по специальным коррекционно-развивающим программам
для детей раннего возраста. Групповая работа имеет в данном случае свои
особенности – небольшая продолжительность занятий (до 12 минут), обязательные
повторы игр и упражнений, эмоциональное общение с каждым ребёнком на занятии,
которое должно включать в себя контакт глаз, улыбку, прикосновения, ласковую
интонацию голоса.
Хорошо зарекомендовали
себя такие программы по адаптации детей к условиям ДОУ, как «Паровозик из
Ромашково» А.Ю. Кремляковой [2], «Занятия
психолога с детьми
2-4-х лет в
период адаптации к дошкольному учреждению» А.С. Ронжиной [6],
«Детский сад, встречай ребят!» Н.И. Донсковой [3] и другие.
Для индивидуальной и
групповой коррекции эмоциональной сферы детей в период адаптации воспитатель
совместно с педагогом-психологом может использовать следующие методы.
1.
Игры с песком,
водой и природными материалами (шишки, палочки, галька, крупы). Такие педагоги,
как К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский и др. отмечали положительную роль игр с
природными материалами в воспитании и обучении дошкольников. В своих работах
они подробно останавливались на важности создания условий для игр детей с
природными материалами. Подобные игры можно проводить как на участке детского
сада, так и в его помещении, обращая внимание на разработку разнообразного
содержания игр.
2.
Музыкальная
терапия. Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего
включения детей (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) в
музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные,
сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.
3.
Методы арт-терапии
- рисование, лепка, аппликация и т.д. При правильной организации такая
деятельность помогает детям снять напряжение и тревожность, выразить негативные
эмоции [1].
4.
Релаксационные
игры. Игры на успокоение помогают детям освоить навыки самоконтроля и расслабиться
в непростой ситуации адаптации [3, 6].
5.
Ароматерапия.
Эфирные масла мелиссы, розы, ромашки, чайного дерева дают хороший расслабляющий
и успокаивающий эффект и безопасны для детей. Однако следует помнить, что
обонятельный анализатор у ребенка утомляется значительно быстрее, чем у
взрослого, поэтому применение арома-лампы должно быть строго дозировано как по
времени, так и по составу.
Наряду с современными
методиками, применение таких традиционных способов взаимодействия с детьми, как
подвижные групповые игры, пальчиковые игры, психогимнастика, артикуляционная
гимнастика, также дает хорошие результаты в процессе адаптации к ДОУ.
В заключении хочется
еще раз подчеркнуть, что совместная деятельность психолога, воспитателей и
родителей крайне важна на протяжении всего дошкольного возраста ребенка,
особенно в период адаптации к ДОУ. Педагог-психолог и воспитатель должны
оказаться теми взрослыми, которые смогут принять негативные чувства малыша по
поводу необходимости посещать детский сад, расставания с мамой, которые смогут
помочь выразить эти чувства доступным для ребенка способом, утешить его, снять
все тревоги и помочь ребенку, вместе с родителем преодолеть такой непростой и
такой важный этап в их жизни, как адаптация к детскому саду.
Список
использованной литературы
1.
Киселева М.В.
Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов,
врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
2.
Кремлякова А.Ю.
Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ. – СПб.:
Детство-ПРЕСС, 2013. – 96 с.
3.
Крюкова С.В.,
Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь,
боюсь... Программы групповой психологической работы с дошкольниками. - М.:
Генезис, 2014. - 272 с.
4.
Лебедева Л.Д.
Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. Издательство:
СПб.: Речь. Год 2003. – 256 с.
5.
Назаревич В.
Кукла в работе психолога – Киев: Пси-Арт, 2014. – 187 с.
6.
Роньжина А.С.
Занятия психолога с
детьми 2-4-х лет
в период адаптации
к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003
(Домодедово: ДПК).-72 с.
Здравствуйте, Алёна! Я рада, что вы вернулись. Конечно, трудно привыкнуть к новому коллективу. Вот вы пишите об адаптации ребят. Примените всю эту методику к себе.
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень полезный материал. Адаптация малышей - нелегкий период, особенно, если есть нарушения. Важно знать методы и способы помощи детям, педагогам и родителям.
ОтветитьУдалитьЕлена, верно - очень всегда тревожно за малышей в этот период,зато потом диву даешься, как прекрасно адаптируются даже самые плаксивые детки.
УдалитьИрина, да! Всё правильно,спасибо - адаптация может быть не только у детей, но и у взрослых, поэтому многие методы очень даже хорошо применимы :) У меня в новом коллективе складывается всё неплохо, я этому рада.
ОтветитьУдалитьАлёна, легкого Вам вливания в новый коллектив. Пусть окружающая среда будет доброй.
ОтветитьУдалитьОльга, от Вас, как от специалиста по Окружающей Среде это особенно приятно слышать :) Спасибо большое!
Удалить