Поиск по этому блогу

среда, 24 февраля 2021 г.

Взаимосвязь физического и речевого развития детей раннего возраста

 Представляю Вашему вниманию статью педагога нашего ДОУ Мезенцевой Дианы Владимировны о тесной связи физического и речевого развития малышей. В статье Вы найдете теоретическое обоснование того, почему мышление детей развивается через движение, а также много примеров развивающих игр с дошкольниками. 

Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны.

Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

У многих детей с недоразвитием речи выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Такой ребенок долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки.

Для овладения телом и речью детей раннего возраста, проводятся  разные виды упражнений: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.

Как отмечает Э.Я. Степаненкова, для стимулирования и умственной и двигательной деятельности дошкольников в процессе выполнения физических упражнений важно использовать мелкие предметы для развития мелкой моторики, а также игровые образы и поддержание положительных эмоций на занятии, что способствуют стимулированию мыслительных процессов. Кроме развития речи двигательная активность способствует развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Одновременное выполнение движений, подвижных игр и проговаривание чистоговорок, песенок, которые подобраны с темой занятия, способствует лучшему закреплению звуков у детей дошкольного возраста.

Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровней их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований. Наибольшую пользу для целей развития речи приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом. Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов.

В своей работе, на занятиях по физической культуре, с детьми раннего возраста, мы используем такие формы и методы, способствующие развитию речевой активности малышей как:

1. Речь воспитателя.

Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов.

2. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.

3. Считалочки, зазывалки.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

4. Объяснение правила игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Воспитатель рассказывает правила, а ребенок должен правильно суметь понять предложенные правила и суметь применить их в игре. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, умению слушать и слышать, анализировать услышанное.

5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом.

При развитии движений с детьми раннего возраста основными задачами будут:

1.     Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2.     Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

3.     Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

4.     Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.

5.     Научить детей ловить мяч двумя руками.

6.   Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).

7.  Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.

8. Научить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

9.    Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

10.     Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

11.  Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.

12. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

13.   Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

14. Научить детей двигаться в соответствии с текстом, поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад.

Приведу примеры нескольких подвижных игр для детей раннего возраста.

1. Игры с мячом.

·        «Брось (прокати, лови) мяч».

·        «Попади в воротца».

·        «Прокати мяч и догони его».

·        «Скати с горки» («Скати и догони»).

·        Ловля мяча, брошенного взрослым.

·        Прокатывание мячей поочередно правой и левой рукой.

·        Прокатывание мячей поочередно правой и левой рукой под (между) предметами.

·        Перебрасывание мяча через ленту (веревку), натянутую на уровне груди ребенка.

2. Прыжки.

·        На двух ногах на месте.

·        На двух ногах, слегка продвигаясь вперед.

·        Подпрыгивание до предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка.

·        «Перепрыгни через ручеек».

Подвижная игра «Бегите ко мне».

В данной игре развивается умение детей действовать по сигналу педагога, бежать в прямом направлении одновременно всей группой. Воспитатель предлагает детям встать на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Бегите ко мне!» Дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, педагог переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 3-4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает детям, что бежать можно только после слов: «Бегите ко мне!».

Подвижная игра «Зайка серенький умывается».

Дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе произносят:

Зайка серенький умывается,

Зайка в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости».

Подвижная игра «По ровненькой дорожке».

Воспитатель заводит детей в круг и предлагает поиграть. Читает стихотворение:

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам…

В яму – бух!

Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в яму – бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения детей, воспитатель может повторить каждую строчку стихотворения несколько раз.

Игра «Пройди – не задень».

Кубики (6-8штук) расставлены в две линии на расстоянии 40 см друг от друга. Дети двумя колоннами выполняют ходьбу между кубиками, руки свободно балансируют (2-3 раза).

Примеры пальчиковых игр.

«Наш малыш».

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

 Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Кулачком правой руки скользим от плеча левой руки вниз к запястью)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

И снежками мы кидались (Имитируем движения по тексту)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Веселые ручки»

Наши ручки могут хлопать, (Ритмично хлопают).

Наши ручки могут шлепать. (Шлепают ладошками по коленям.)

Ручки можно вверх поднять. (Поднимают руки высоко вверх.)

Ими можно покачать. (Качают ими вправо-влево.)

Кулачками постучать. (Стучат кулачком о кулачок.)

«Крылышками» помахать. (Разводят руки в стороны и машут, как крылышками.)

Ручки можно на пояс поставить. (Ставят ручки на пояс и кружатся.)

«Фонариками» плясать заставить. (Вертят кистями рук.)

 Можно за руки нам взяться (Берутся за руки)

И в кружок большой собраться. (Формируют круг)

«Дружат добрые зверята»

Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались, По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

«Автобус».

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)

 Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик бжик-бжик (параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос)

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Я считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.

 Список литературы:

 

1.     Берк Л. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб: Питер, 2006.

2.     Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика/Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.-264 с.

3.     Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

4.     Федорова С.Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. – Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2017

 Интернет-ресурсы:

 http://www.logopedy.ru/portal/logopeduseful/198-fiz-razvitie.html

http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/20264.html

https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnye-igry-i-uprazhnenija-dlja-detei-mladshih-grup.html

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий