Здравствуйте! Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с авторской артикуляционной гимнастикой от логопеда нашего детского сада Лазуниной Ирины Александровны. Упражнения очень наглядные и обязательно помогут Вашему малышу говорить правильно и красиво, если Вы будете регулярно и в игровой форме заниматься с ним.
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Исходя из определения
понятия артикуляционной гимнастики сложно переоценить ее значение в
формировании правильного звукопроизношения у детей. Существует два противоположных
мнения на счет того, могут ли родители самостоятельно проводить артикуляционную
гимнастику дома, или проводить ее может только специалист. Мое мнение на этот
счет находится где-то посередине. С одной стороны, есть действительно сложные
упражнения сложные в исполнении, которые я рекомендовала бы проводить только
специалисту, с другой – основные, базовые упражнения вполне доступны для
объяснения всем желающим разобраться в этой теме. Давайте рассмотрим основные
методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
1. Проводить
артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно перед любым из приемов пищи,
имеется в виду, что не стоит проводить ее сразу после еды.
Чаще всего расписание работы учителя-логопеда таково, что ребенок попадает
к нему на занятие 2-3 раза в неделю, в зависимости от тяжести речевого дефекта.
Соответственно проводить гимнастику ежедневно просто физически не получается, а
значит и эффективность от ее проведения ниже, чем если родители подключатся к
ее выполнению вместе с ребенком.
2. Выполняются
упражнения: от простых к более сложным.
(Именно в такой последовательности они представлены в презентации.)
3. Проводить артикуляционные упражнения нужно в
игровой форме.
(Символическая картинка, сопровождающая каждое упражнение в презентации
поможет Вам создать игровую ситуацию, а ребенку запомнить название упражнения)
4. Артикуляционная
гимнастика выполняется сидя и перед зеркалом.
(Лучше всего если это будет настенное зеркало, однако зеркало для нанесения
макияжа тоже подойдет, единственное условие ребенок должен видеть свое лицо
целиком, а лучше и Ваше, и свое.)
5. Выполняются
3-5 упражнений, новые вводятся после того, когда хорошо отработаны предыдущие.
Последовательность
упражнений в презентации позволит Вам постепенно развивать мышцы
артикуляционного аппарата. Первые три упражнения «Улыбка», «Заборчик»,
«Бегемотик» - это база, эти упражнения необходимо научиться выполнять в первую очередь.
В дальнейшем выполнение нового упражнения вводится так:
На раз: «Улыбка»
На два: «Заборчик»
На три: «Бегемотик»
И только на четыре: любое упражнение артикуляционной гимнастики.
Грубо говоря «Улыбка», «Заборчик», «Бегемотик» - это исходное положение для
любого артикуляционного упражнения.
6. Упражнения
выполняются под счет от 3 до 15 раз.
Когда ребенок научится выполнять упражнение, как на фото в презентации,
важно научиться удерживать эту позу, ребенок держит Вы считаете до 3, до 5 и
т.д.
7. Индивидуальный
подход. Если Ваш ребенок выговаривает все звуки,
не нужно делать артикуляционную гимнастику. Если Вы видите, что ребенок
затрудняется в выполнении произвольных движений после словесной инструкции, например,
«Поставь язычок на верхнюю губу», то можно ему помочь, добавив тактильные
ощущения, погладить верхнюю губу и уточнить: «Поставь язычок сюда, где мой
пальчик». Следите за состоянием ребенка, если видите, что он устал, стало хуже
получаться, то остановите занятие.
Начинать артикуляционную гимнастику можно с 2-3 лет.
Если ребенок не справляется, Вы видите, что во время выполнения упражнений
выраженное слюноотделение, тремор (дрожание), изменение цвета губ, языка в этом
случае лучше сразу обратиться к специалисту за дополнительной консультацией. Если все получается, то сделайте
артикуляционную гимнастику полезной привычкой в распорядке дня Вашего малыша.
Комментариев нет:
Отправить комментарий