Поиск по этому блогу

вторник, 12 декабря 2017 г.

Играем в карты с педагогами

Я здесь вижу Камчатку :) А Вы что?
Здравствуйте, уважаемые читатели! 
Сегодня хочу вам рассказать о семинаре-практикуме с педагогами, который я провела в октябре.  В прошлом году мы с педагогами активно осваивали разные темы и методы работы (сказко-терапия, музыко-терапия, арт-терапия, цветотерапия, мандала-терапия, телесно-ориентированная... Подробнее можно посмотреть тут и здесь.) В этом году мы продолжили наше обучение и просвещение. И начала я его с со знакомства с метафорическими картами, которое не успела осуществить в прошлом учебном году.
На нескольких педачасах я познакомила педагогов с таким инструментом, как метафорические карты - о моём личном знакомстве с этими картами и создателем одной из колод можно посмотреть тут, а вообще о МАК (метафорических ассоциативных картах), можно прочитать, например, здесь. Началось всё с небольших игр-упражнений. Например, "Мы похожи и мы разные". Упражнение пришло в голову случайно, на основе метода свободных ассоциаций. 

Участники делятся на пары (у педагогов это удобно, потому что они как раз работают в паре). Затем каждая пар тянет одну карту (тут, кстати, интересно смотреть диагностический момент - кто выбирает карту, как распределяются роли в паре и т.д.) Когда все пары вытянули карту, каждый человек в паре пишет на эту карту до 5ти ассоциаций. Друг с другом в паре не советуемся. Затем пара представляет карту и зачитывают ассоциации, сначала один напарник, затем другой. Смотрим обсуждаем, что похоже, что отличается. Остальные участники тоже высказываются, что им напомнила эта карта. Так выслушиваются все ассоциации участников. Упражнение достаточно простое, но с отличным потенциалом! В итоге приходим к выводу, что у нас много общего, но при этом мы можем смотреть на мир совсем по-разному.
Демонстрирую карту заинтересованным педагогам :)



Я художник , я так вижу :)

В работе я использую колоду Н.Жигамонт "Цвета и чувства" (кстати, посмотрела в Лабиринте, сейчас какая-то сумасшедшая скидка на них, рекомендую!). Мне она понравилась своей неоднозначностью, карты яркие и при этом достаточно неопределенные, что сначала сбивает с толку наших конкретных педагогов, но потом это оказывается очень удобно в работе, развитие абстрактного мышления опять-таки.
Также карты из этой колоды можно посмотреть по ссылке 
И к картам идет в комплекте небольшая методичка с отличными упражнениями, их много  и они очень вариативные, как по сути, так и относительно применения с другими колодами МАК.
После краткого знакомства педагогов с МАК (а также преодоления стереотипов в мышлении, что карты могут быть только игральные и пробуждения интереса к этой колоде ;) ) я провела полноценный семинар по знакомству с картами "Метафорические карты как основа для творчества". Педагоги и я сама были очень увлечены, прошло всё на одном дыхании. Делюсь с вами упражнениями из данного семинара.


Игра «Приветствуем своих»
Цель: создание творческой атмосферы
Каждый из участников получает записку, где написано одно слово «африканец», «японец», «европеец». Никто не должен говорить, какое слово ему досталось. Далее ведущий объявляет, что эти три группы различаются способами приветствия: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются, «африканцы» прикасаются друг к другу ногами (например, пятками). Цель участников игры – найти «своих» и собраться в группу. Победит та группа, которая соберется первой.

Игра «Я сегодня вот такой…»
Цель: эмоциональная зарядка, развитие умения понимать своё эмоциональное состояние и выражать его вербально и не вербально.
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит» Здравствуйте, я сегодня вот такой» - и показывает невербальное своё состояние. Остальные говорят: «Здравствуй (называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: «Игорь сегодня вот такой», при этом стараясь скопировать его мимику и жесты как можно точнее. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, ВСЕ!»



"Сегодня мы с вами продолжим говорить о метафорических картах. На прошлой консультации мы уже познакомились с одной из колод, которая называется «Цвета и чувства», когда сравнивали, какие ассоциации возникают у вас, глядя на ту или иную карту. А также сравнивали, чем мы в своих ассоциациях похожи и чем отличаемся. Сегодня мы познакомимся с этими картами еще ближе. Я хочу продемонстрировать вам, что даже с одним и тем же инструментом работы может быть огромное количество различных видов деятельности. На самом деле видов метафорических карт десятки и сотни, многие из них используются и при работе с детьми, а также со взрослыми.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) затрагивают подсознание, поэтому работать с ними очень интересно, Вы можете многое узнать о себе и найти ответы на многие вопросы. И очень важно при работе с МАК проговаривать свои чувства и действия, обсуждать упражнения и техники, что мы также будем делать."

Наше первое упражнение «Волшебное пятно»
Цель: развитие творческого потенциала и фантазии педагогов.
«Некоторые художники изображают солнце жёлтым пятном, другие превращают жёлтое пятно в солнце», - говорил художник Пабло Пикассо. Увидеть в случайном пятне какой-то образ могут все дети, потому что они способны мыслить интуитивно и нестандартно. Взрослому вжиться в роль художника или ребёнка поможет игра с пятнами.

Участники выбирают по одной карте, отличающейся друг от друга. Затем каждый участник наносит на один из листов А4 (или А5) соответствующие цвета (схожие с теми, что есть в его карте), формируя пятно. Цвета не обязательно смешивать друг с другом. Затем, пока краска не высохла, прикладываем второй лист и крепко прижимаем так, чтобы получился отпечаток. Один лист участник оставляет себе, а второй отдаёт другому участнику в обмен на его изображение. Таким образом у каждого участника имеется два разных по форме и цвету пятна (его и другого участника).
Внимательно рассмотрев каждое пятно, покрутив лист в разные стороны, участник дополняет изображение деталями, при необходимости добавляет фон. Главное – дать волю воображению. Готовые рисунки выкладываются на большой стол. Все видят свою работу и своё пятно, преображенное другим человеком. Выставка-экспромт покажет, какой потенциал содержат случайные форма и цвет и то, во что они способны переродиться.
После проведения упражнения обсуждаем с участниками его ход и возникшие чувства.


Упражнение «День с чистого листа»
Цель: развитие воображения и коммуникативных навыков.
Каждый участник берёт лист формата А4 и закрашивает его белой гуашью. Движения размашистые, свободные и совершаться в различных направлениях.
Пока краска высыхает, участники выбирают карту, отражающую настроение текущего момента. Затем на каждый свой лист наносится соответствующий цвет. Цветовое пятно может быть любого размера и размещаться в любом месте листа. Затем участники передают свой лист соседу слева и перед ними оказывается работа соседа справа, которую нужно дополнить другим цветом. Цвета располагаются рядом, не повреждая и не смешивая уже имеющиеся. Действие заканчивается, когда каждый участник оказывается на своём первоначальном месте.
Получившаяся картина отражает, каким образом меняется наш день в результате взаимодействия с другими людьми. Всё это заставляет участников задуматься о возможностях, которые предлагает каждый новый день. В конце занятия каждый участник рассказывает историю о том, каким получился его день.


А вы используете метафорические карты в своей работе?

Литература:
1.       Н. Жигамонт «Цвета и чувства. Ассоциативные метафорические карты в арт-терапии»
2.       Е. Лютова-Роберстс, Г. Монина «Игры-приветствия для хорошего настроения»





6 комментариев:

  1. Давно посматриваю на метафорические карты, время от времени читаю о работе с ними в блогах коллег. Да, это интересно, информативно, красочно, необычно. Вот только стоят карты недешево, да и курсы по работе с ними пройти не помешало бы. В общем, у меня только мечты, а у вас реальность и очень интересная. И пусть я с картами пока не работаю, но все же некоторые упражнения взяла к себе в копилочку. Спасибо, Алена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, я прошла курсы по работе с МАК больше года назад, но начинаю их вводить в работу только сейчас - до них нужно созреть и понять, как встроить их в свою работу. По поводу цены - эти карты я тоже брала недешево, но если посмотрите ссылку на магазин Лабиринт, то сейчас они стоят ок.300 рублей, а больше половины из них можно вообще бесплатно скачать там же (ссылка под фото с картой) и распечатать, так что это просто подарок, я считаю. Пока я только пробую работать с картами, но направление это мне понравилось - очень расшевеливает педагогов, снимает какие-то внутренние запреты, помогает развиваться фантазии. В общем, было страшновато начинать работать с этим инструментом, но, как обычно, у страха глаза велики. Или просто я действительно созрела для этого :) Желаю и Вам того же ;)

      Удалить
  2. Увидела заголовок и вспомнила "Уроки французского" Распутина)
    Интерн=сная у тебя профессия, Алёна)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, да, соглашусь по поводу профессии! Когда заедает бытовая её сторона и эмоционально я выдыхаюсь, то я напоминаю себе, что вряд ли наберется большой список профессий, где можно так свободно творить и заниматься интересными вещами, а также раскрывать людей в их лучших проявлениях, точнее помогать им раскрывать себя нового! Это придает сил!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Алена! Интересные тренинги, - как правило, педагогам подобные занятия нравятся - полезно оторваться от привычных дел и погрузиться в мир своего Я

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте! В самом начале моей работы педагоги шли туго на такие тренинги, не знали, что от них ждать. Но, видимо, результат они со временем ощутили и научились выключаться от своих планов и дел, и подключаться к своему "Я". И получать от этого удовольствие! Поэтому и я с большим удовольствием всегда готовлю и провожу такие тренинги!

      Удалить