Поиск по этому блогу

вторник, 5 декабря 2017 г.

Щупаем гештальт или Сделал и забыл.

Здравствуйте, дорогие читатели! 
Сегодня хочется поговорить о таком неизведанном звере, как гештальт-терапия и о её возможностях, как в консультировании, так и лично для  себя, т.к. техники гештальта очень хорошо помогают при ситуативных трудностях. Попробуем просто о сложном из личного опыта.
В октябре 2017 года по приглашению Камчатского Института развития образования к нам приехал психолог-гештальтист Леонид Исеев. Послушать его собрался довольно большой круг специалистов, т.к. психологи Камчатки очень любят учиться у приезжих мастеров, постоянно повышая свой уровень. Курсы длились три полных дня,  и эта статья - попытка сгруппировать и осмыслить полученные впечатления.
Для начала Леонид (он нам представился без отчества, и это тоже хитрый ход гештальт-терапевта, который я разгадала только недавно) попросил нам "накидать" в центр круга , т.е. в зону направленного внимания то, что мы вообще знаем о гештальте и гешталь-терапии. Знали мы, признаюсь, не много. Почему-то у нас очень многие работают в русле позитивной психотерапии и никто в гештальт-терапии. Хотя, например, в Хабаровске ситуация, как говорят, обратная. Так что мы совместными усилиями вспомнили, что основными понятиями являются фигура и фон (то, на что направлено наше внимание - "фигура", всё остальное в данный момент - "фон", но они постоянно меняются местами: что-то из фона становится фигурой, а сама фигура уходит в фон). Если провести параллель из жизни, то когда вы смотрите по ТВ какую-то интересную передачу, экран тв и происходящее на нём  для Вас - фигура, остальное фон. Но когда вы слышите, что у вас выкипает чайник, то бежите на кухню выключать его - тв становится фоном, чайник - фигурой. Визуально можно понять данное явление по известной картинке - в зависимости от того, на чём мы сосредоточены, мы видим то два лица, то вазу.
Так же примером законов гештальта может послужить такая картинка:



Так же мы вспомнили, что "гештальт должен быть закрыт". Немецкое слово "гештальт" можно перевести, как фигура, целостность.  Если предположить, что "гештальтом" можно назвать любой процесс, происходящий в нашей жизни, то вывод такой - любой процесс стремится к логическому завершению, а незавершенные процессы вызывают определенное напряжение. Когда речь идёт о потребностях, то это напряжение не даёт нам о них забыть, что для нас хорошо - тогда мы вовремя едим, например, и удовлетворив эту потребность, переключаемся на другую. Впервые этот эффект заметила советский психолог Блюма Зейгарник, когда обратила внимание на то, что официанты в кафе помнят о незавершенных заказах и мгновенно забывают о выполненных. Впоследствии проведя ряд экспериментов, она доказала, что такой эффект существует, и он был назван в её честь "эффект Зейгарник": незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.


И если внутреннее напряжение переходит в рабочее возбуждение, то это норма. Но для того, чтобы человек чувствовал себя психологически комфортно, гештальты нужно своевременно доводить до логического завершения. В противном случае, незавершенный гештальт будет вызывать навязчивое желание вернуться в ситуацию и переиграть её. Опасность здесь в том, что это провоцирует человека вести себя по старой схеме в новых условиях, например, вызывать в отношениях с новым партнёром те конфликты, которые "недоскандалили"со предыдущим.
Ну и под конец теоретического блока вспомнили, что мы в принципе, все мыслим гештальтами. Известный пример из интернета:

Нпармиер, вы лгкео мжотее

почрстеь эту фазру.

Вообще, теории на семинаре было минимум, в основном Леонид работал в режиме "аквариума" - консультировал клиентов (желающих из нас) в режиме "здесь и сейчас". Все три для. И это бесценный опыт. Были и смех, и слёзы, и озарения. Но это не передать никакими статьями, в этом нужно побывать. Поэтому вернемся к методике и немного теории. Так как это всё не отвлечённые заумности для психологов, это про нашу жизнь, Вы убедитесь в этом.
С определением "гештальт" связано несколько понятий:
  • во-первых, это про границы. "Я" человека взаимодействует с миром и граница между нами и миром должна быть адекватной. Об этом чуть ниже.
  • во-вторых, понятие "здесь и сейчас". По сути не имеет значение, что было раньше, что будет потом. Мы работаем с тем, что есть в данный момент. Это, кстати, тоже было одним из озарений. Многие психологи (я) грешат тем, что прорабатывая одну из трудностей клиента, заодно пытаются решить все, которые были, и предупредить те, которые будут. Так вот, этого не надо.
  • в-третьих, гештальт это про потребности. Когда человек не чувствует потребности в чем либо, значит на это стоит блок. Терапевт находит этот блок, прорабатывает его и снимает. Как следствие - возникает потребность. Например, ребенок боится рисовать. Даже не хочет брать в руки карандаш. Скорее всего, в определенный момент естественная потребность ребёнка наткнулась на какое-то препятствие. И, возможно, не раз. Поэтому потребность блокируется.

Бывает много перекосов на месте границы контакта(условное место между нами и миром). Кто-то сильно "вылезает" своим "Я" в мир и видит кругом одного себя, и это проекция (те самые изменники, которые подозревают измену в каждом). У кого-то наоборот, часть мира "сидит" внутри и диктует, как и что делать ("Яжмать! Я должна!") и это интроект. Как правило есть два критерия интроекта: неестественность и оценочная природа. Есть также ретрофлексия - энергия, которая должна быть направлена на другого человека, отражается и уходит в себя (или в терапевта). Это когда человек будет вести пространные внутренние диалоги внутри себя с оппонентом, а тот даже не будет в курсе происходящего. Всем известны примеры женского "накручивания", когда внутри себя жена уже и поспорила с мужем, и обиделась на него, хорошо, если еще помирилась там же внутри :) А мужу и невдомёк, какие страсти внутри кипят, поэтому, когда на него периодически "выплёскиваются" излишки ярости, которые уже не помещаются внутри, то он бывает очень удивлён - "всё ж нормально было!"Именно поэтому все семейные психологи настаивают на том, что свои потребности в семье надо проговаривать, словами через рот. Есть также слияние - это когда человек в принципе не понимает, где его границы, он слит с миром. И тогда вообще трудно отстоять или высказать свою позицию по какому-то вопросу, потому что где она, моя позиция? Где мои желания?
Всё, что я сейчас перечислила, это типы срывов контакта. Т.е. та энергия, которая должна в идеале быть направлена от "Я" на определенный объект в мире ("фигуру"), она по дороге куда-то теряется, заворачивает обратно, рассеивается или вообще затухает. Поэтому возникает в человеке внутреннее, иногда самому ему непонятное, недовольство. 
Оно может выражаться даже в телесных зажимах, которые бывают двух видов. Первый: зажим был когда-то сформирован извне, но закрепился и стал внутренним. Пример, девочку дразнят за высокий рост, она пытается стать ниже - ссутулится. Уже давно никто не дразнит, да и модельный рост в тренде, но она по-прежнему ходит с опущенными плечами. Второй тип зажима: из настоящего, тело пытается о чем-то сигнализировать (ну всем известная психосоматика) :
С зажатым человечком тоже знакомы, наверное.

Иными словами одно вытекает из другого: тревога -> зажим -> анестезия. Со временем человек перестает чувствовать это постоянное напряжение, хотя оно и остаётся в теле (и в мыслях). 
Терапевт помогает осознать это напряжение, откуда оно исходит, почему не доходит до адресата (проработать блок), помогает всё-таки донести энергию туда, куда она изначально стремилась и учит творчеству в реализации потребностей. Ведь не всегда у нас есть возможность проговорить то, что мы чувствуем реальному человеку (либо стоит очень большой социальный барьер и дистанция между вами, например, он ваш начальник, либо человека уже нет на этом свете, а непроговоренные чувства остались), терапевт учит, как это можно сделать.
Помогают в этом различные техники гештальта. Например, Леонид в определенный момент монолога клиента предлагал ему стать тем, что у него есть внутри. К примеру, я упомянула, что недовольство во мне, как занозка. Терапевт тут же предложил определить, где в теле сидит эта занозка, а после этого - стать этой занозкой. Поговорить от ее имени. Потом сесть на своё место (стул в терапии играет большое значение, он должен быть как для клиента, так и для "внутреннего образа", с которым часто приходится вести диалог). После того, как я села на своё место, мне надо было ответить этой занозе. И так далее. Кто-то из участников превращался во внутреннюю птицу, кто-то в комок. В зависимости от того, как это внутреннее напряжение ощущалось. Кстати, по материалу, из которого "сделан" этот инородный предмет (интроект) внутри клиента, можно понять на какой стадии находится зажим или блок. То есть, как субъективно человек ощущает это напряжение, от более слабого к более сильному: дерево-> камень ->металл -> лёд -> дыра.
 И в конечном счёте, я осознала, ДЛЯ ЧЕГО во мне видит эта самая заноза, и более того, в процессе рефлексии и обсуждения в группе, я поняла, что сама являюсь один в один такой занозой для сына, в определённые моменты. 
К техникам гештальта также относится написание письма тому, с кем вы по каким-либо причинам не можете пообщаться лично. Ну как в том анекдоте:
Сжигать, конечно, не обязательно :) Но техника работает безотказно, проверяла на личном опыте, хотя кажется ну очень простой. Главное при написании письма помнить, что его никто, кроме вас не увидит, а значит можно не заботиться ни о смысле, ни об орфографии, главное - поток сознания.
А еще Леонид порекомендовал нам технику "7 минут вины". Если вы себя корите за какой-то проступок, и никак не можете остановиться, хотя, возможно, и последствия этого проступка уже исправлены, и вообще, дело-то выеденного яйца не стоит, но затормозить вину и стыд бывает очень сложно, то поможет простой приём. Вы ставите таймер на 7 минут и в течение этих семи минут корите себя на все лады, ругаете обвиняете и всячески бичуете. Но как только время закончилось - всё, к этому не возвращаемся. И если в течение дня появляются позывы повиниться, вы себя останавливаете - ведь есть специально отведенное для этого время.
Всё это со стороны выглядит странно, особенно для непосвященного человека - беседа с пустым стулом, какие-то метафоры непонятные, но ровно до того момента, пока сам не окажешься в роли клиента. Всё воспринимается абсолютно по-другому изнутри. Чувствуется очень внимательное отношение терапевта ко всему, что ты говоришь (даже если со стороны это кажется полным бредом), потому что "всё, что будет происходить - правильно". И нет случайных слов и действий во время терапии. Причем, что было очередным открытием - терапевт недаром представился по имени и не настаивал на отчестве. Как сказал Леонид - терапевт не всезнающий гуру, он "дурачок", потому что по сути в каждом конкретном случае работы с клиентом его ожидает совершенно новая история, о которой он ничего не знает - всё знает только сам клиент, и вот это-то знание терапевт и помогает "достать" из глубин сознания. Коллеги немного смягчили этот образ и провели параллель с ребёнком, любознательным ребёнком, которому всё интересно и всё хочется узнать. Говоря за себя, могу отметить, что вот эта вот корона психолога на консультации, который должен всё знать и дать ответы на все вопросы, и , конечно, помочь - потому что #тыжпсихолог, так вот эта корона - очень жмёт, она очень не удобна. Хотя есть психологи, которые работают именно так - дают рекомендации со своих заоблачных вершин, мол, я-то знаю что тут и почему, сейчас всё объясню. В данном случае, работа строилась совсем по другому пути. Леонид слушал, переспрашивал то, что ему казалось непонятным, уточнял, и клиент, сам того не замечая, проговаривая как бы для терапевта моменты своей истории, разбирался в ней сам. Удивительно чувство....
Иногда посмотреть на проблему под другим углом, а именно - с точки зрения самой этой проблемы, бывает очень полезно.


Терапевту (ну или вам, если вы собрались "покопаться в себе"), необходимо помнить и держать в поле внимания две вещи - с чем клиент борется, и на что клиент опирается. То есть трудность и ресурс. При этом обращаем внимание на две вещи: активность (куда и на что она направлена) и что мешает проявлению этой активности. В том месте, где прерывается энергия, мы останавливаемся и пытаемся понять, что же мешает.
Примерная инструкция для работы такая (не знаю, насколько она будет полезна тем, кто не имел возможности видеть работу терапевта, но в целом, думаю, что пригодится): 

  1. Фиксация внимания на объекте. Отделяем "Я" клиента от объекта, к которому направлены непроработанные чувства. Направляем русло внимания на этот объект. "Представь себе на этом стуле отца"
  2. Какие чувства вызывает объект? Происходит это обычно по схеме: восприятие-> чувство -> желание . Запускающий вопрос: "Что ты чувствуешь к отцу?" =>
  3.  Выводим желание в действие. "Что тебе хочется сделать сейчас?"
  4. Действие. "Сделай это!"
  5. Этап "уф...". "Как тебе сейчас?"


Одно из основных открытий данного семинара в для меня касается не только гештальт-терапии, но и моей основной работы, т.к. в детском саду клиенты не ориентированы на длительную терапию, нужен результат здесь и сейчас. Задача гештальт-терапии не в том, чтобы изменить характер отношений (зачастую это невозможно), и даже не в том, чтобы изменить отношение к конкретной ситуации, а в том, чтобы изменить состояние человека. Это именно то, что мне нужно было услышать в тот момент. Иногда, нужно работать с тем, что есть, со "здесь и сейчас", и не испытывать вины по этому поводу.
А вы что думаете по этому поводу ? 
P.S. Я прошу прощения за терминологию, в первую очередь писала материал для коллег, но старалась сделать его понятным и для "не психологов". Если пост оказался полезным, дайте знать ;) Кстати, коллеги, в материале представлено моё видение гештальт-терапии на основании работы на семинаре, а также материалов интернета, то, как я это понимаю, поэтому готова выслушать любые замечания, особенно от тех, кто ближе знаком с этим методом, чем я.

4 комментария:

  1. Очень интересный материал. Спасибо. В последнее время заинтересовалась терапией в любом ее проявлении: арт, консультирование и тп. К сожалению, живя в информационной блокаде (маленький городок, со всех сторон реки, озера и болота) нет возможности получать вот такие "живые" знания. Очень интересно увидеть реальную работу людей знающих. В вашем случае это был гештальт-терапевт. Супер!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, а я думала, что мы изолированы от мира :) Но нам повезло - очень многие люди приглашают специалистов к нам и занимаются их размещением, да и специалисты теперь уже протоптали дорожку и любят к нам ездить. Камчатка всё-таки! Многие мечтают тут побывать. Конечно, в этом отношении маленький городок проигрывает (где, кстати, он находится?) :( Зато есть возможность выехать куда-нибудь на стажировку или обучение, в то время, как в наш "край далёкий только самолетом можно долететь". И улететь )))
      А работа с профессионалами всегда вдохновляет! Это правда!

      Удалить
  2. Анекдот про поджигателя ну очень реалистичный))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно! Это про четкие инструкции и следование им )))))

      Удалить