
Итак, речь сегодня пойдет об уникальной
возможности поработать с одним из создателей программы-технологии позитивной
социализации дошкольников "Жизненные навыки. Занятия-путешествия" Белевич Аллой Александровной.
Поделюсь с вами структурой программы и некоторыми готовыми упражнениями.
Поделюсь с вами структурой программы и некоторыми готовыми упражнениями.
Кстати, забавно было при поиске информации к
данной статье случайно наткнуться на опыт коллеги Екатерины Беловой в
её блоге "Кабинет детского психолога" по поводу конференции, где
выступала Алла Александровна.
Знакомство происходило в рамках трехдневного семинара. После лекции Кривцовой Светланы Васильевны (мои впечатления описаны здесь) нашу группу разделили на педагогов ДОУ, которые остались со Светланой Васильевной, и психологов, которые отправились изучать программу с Аллой Александровной. Поскольку мы еще были под впечатлением от лекции, то уходить не хотелось, но надо. И, Боже ты мой, ....мы попали в сказку.
За время работы мы так глубоко проникли в себя - это уже было не просто знакомство с программой, но знакомство с собой. Это было необходимо, т.к. проводя игры и упражнения с детьми, нужно знать, как это может отозваться, а пока не почувствуешь на собственном опыте - не узнаешь.
Итак, о программе. Книгу с программой, кстати, можно приобрести здесь , но нам она досталась в подарок от Института развития образования. Книга содержит полностью разработанные циклы занятий в формате путешествий, рассчитанные на два года и детей старшего дошкольного возраста. Так же подробно описаны примеры из практики и разбор типичных ошибок. Каждое занятие это одновременно и алгоритм работы, и готовая сюжетно-ролевая игра.
Я пока не внедрила эту программу в свою работу, и по обычаю своему, не хотела писать о ней в своём блоге, т.к. не могу поделиться собственным опытом по работе с детьми. Но с другой стороны, подумала я - зачем быть собакой на сене? Возможно эта информация именно сейчас пригодится кому-либо, не стоит ей пропадать втуне. Тем более, что я могу поделиться опытом о прохождении некоторых упражнений из данной программы, да и самими упражнениями , которые Вы можете использовать со взрослыми и детьми. Сомнения в сторону! Перед вами 12 причин начать работу по программе "Жизненные навыки":
Думаю, что дальнейшая агитация будет лишней. Для знакомства и лучшего понимания структуры предоставлю Вам оглавление:

Заинтригованы? Самое основное, что я усвоила во
время обучения по этой программе, что самое главное для детей – уметь играть.
Обычно наши занятия очень насыщенны по структуре – тут тебе и пальчиковая
гимнастика, и развитие моторики, и игры на снятие психоэмоционального
напряжения и прочее. Данные занятия простроены таким образом (и автор это
подчеркивает), что дети учатся играть и если они, например, не успели доиграть
на одном занятии, то продолжают это на втором. Ведь именно во время таких игр и
формируются жизненные навыки: навыки альтернативы агрессии, навыки общения со
сверстниками, навыки обхождения с чувствами, навык преодоления стресса и навыки
адаптации.
Дети с удовольствием включаются в такие
игры-путешествия, которые простроены в программе с учётом стадий развития
взаимодействия между детьми. Первая стадия, это стадия безопасности, если она
достигается, то наступает стадия игры и уже тут дети начинают вступать в
отношения. Затем, при удачном простраивании этой фазы, можно говорить о стадии
достижений. Соответственно этим стадиям, игры подразделяют на три группы: игры-защитники (безопасность),
игры-отношения, игры-достижения.
Программа построена в соответствии с временами
года, путешествия по ним. Таким образом, осеннее путешествие нацелено на
достижение ребенком безопасности, осенне-зимнее предлагает игры, во время
весенних игр дети сами предлагают, во что играть (и это стадия достижений). И
обратите внимание, как это связано с теми функциями мозга, о которых говорила
Светлана Васильевна Кривцова (смотри ссылку выше). Безопасность – это основной интерес мозга рептилий
(продолговатого), отношения – главная задача мозга млекопитающих
(лимбического), достижения – это уже наш неокортекс (мозг человека).
Ниже я приведу некоторые игры-упражнения, которые мы
испытали на себе и успели почувствовать их глубокий в том числе и
терапевтический эффект.
Упражнение «Домики для гномиков»
Оборудование: большая картонная коробка, занавеска,
колокольчик, картинки из журналов, открытки и т.д., клей-карандаши, фломастеры.
Коробка ставится в центр комнаты, это домик для
гномиков. Построить они его построили, а украсить не успели. Предложите детям
помочь гномикам украсить домик снаружи. Раздайте им картинки, клеящие
карандаши, фломастеры.
Когда домик будет готов, ведущий помещает внутрь
колокольчик, вешает занавеску («дверцу») и говорит: « Мы сейчас будем обживать
этот домик. Выберите по одной картинке, которую вы, если захотите, сможете
наклеить внутрь домика (прим.: мы эти картинки рисовали заранее, с установкой
нарисовать то, где хотелось бы оказаться, место исполнения желаний). Сейчас вы
по очереди будете заходить в домик, чтобы побыть там, осмотреться, выбрать
место для картинки, наклеить её. Когда всё закончите, позвонить в колокольчик и
выходите». Все дети залезают в домик по очереди, ведущий обязательно
спрашивает, хочет ли ребенок закрыть «дверцу» домика. Только получив
утвердительный ответ, ведущий задергивает занавеску. Когда ребёнок выходит из
домика, ведущий с детьми радостно приветствует его: «Машенька снова с нами!»
Ребенку важно испытать радость от того, что он нашелся и снова здесь, со всеми.
Испытываемые чувства: защищенность, одиночество,
преодоление страха замкнутого пространства, страха темноты, страха одиночества
(именно поэтому и важно поддержать ребёнка, радостно приветствуя его, когда он
выходит из колобки).
В эту игру
детям нужно наиграться, если у детей будет потребность, то можно залезать в
домик и на последующих занятиях.
Важно: Занавеска задергивается до половины, для детей
важно оставить «окошко». Ведущему нужно быть очень чутким, чтобы заметить
переживания ребёнка, входящего в домик. Хочется ли ему там спрятаться и
отгородиться ото всех, или ему важно зрительно контролировать всё , что
происходит за пределами домика. Возможно, что кто-то не захочет заходить в
домик. Не оставляйте это без внимания, но и не уговаривайте ребёнка делать как
все, отнеситесь с уважением к его желанию просто понаблюдать за другими детьми,
отметив при этом: «Аня, ты сейчас не хочешь заходить в домик», как бы
подтверждая своим замечанием, что нежелание заходить в домик так же значимо,
как и желание.
В конце можно предложить детям, осмотреть, какой домик
получился внутри, спросить, хотели бы они жить в таком домике.
От себя могу добавить, что ощущения
нахождения в коробке прямо-таки космические, звуки доносятся как через стену,
полная аналогия нахождения в материнской утробе, а процесс выхода из коробки,
это аналогия процесса родов. Мне было очень комфортно, очень хотелось там
побыть подольше (я родилась путем кесарева сечения, кстати…), кто-то
выскакивает быстро, почти и не побыв там, а потом выясняется, что роды были
стремительные, когда человек рождался. Такие интересные вещи открываются у
взрослых людей. У детей это работает больше как ресурсный механизм, они ничего
не анализируют, просто берут от коробки то, что она может им дать, в том числе,
восполнить дефицит сенсорных ощущений.
Упражнение «Дорожка от дома»
Оборудование: длинный кусок обоев,
фломастеры, письмо от снеговика.
Дети сидят на стульчиках. Проводится игра на смену мест ("Что-то скучно нам сидеть..." или "Поменяйтесь местами те...). Ведущий предлагает детям выйти из домика
прогуляться. «Ой, сколько снега насыпало, еле выберешься из домика! Смотрите,
что-то на Дереве белеет (прим.: Дерево – один из атрибутов программы, оно в
любом виде должно быть в кабинете психолога). Это какое-то письмо. Как нам его
прочитать? Как до него добраться сквозь снег? Что мы для этого сделаем?»
Выслушать ответы детей. Они могут предложить разные варианты, ведущему важно
отработать все, а затем предложить протоптать тропинку на оставшейся части пути
(если этого еще никто не предложил). Ведущий: «Нам нужно до него добраться, для
этого давайте протопчем тропинку по глубокому снегу».
На полу расстилается кусок обоев чистой
стороной вверх: «Чтобы получилась тропинка, нужно каждому оставить свой след на
дорожке».
Первый ребенок подходит к обоям, обводит
свою правую ступню фломастером. Затем следующий ребёнок наступает правой ногой
на след, ставит свою левую ногу и обводит её и т.д. Каждый ребёнок, после того,
как нарисовал свой след, должен вернуться по уже нарисованным следам обратно,
пятясь. Так, пока не будет нарисована вся дорожка. Потом, выстроившись в змейку
(которую ни в коем случае нельзя прерывать!), положив руки на плечи, большим
существом (так безопаснее) двигаться в незнакомый мир.
Затем ведущий снимает письмо с Дерева и
читает его: « В далёкой Волшебной стране есть волшебный Замок, где исполняются
желания, там каждый может научиться волшебству. Подпись: Снеговик». К письму
приложена карта к Замку желаний.
Ведущий спрашивает детей, хотят ли они
пойти в Волшебную страну к Замку желаний, выслушивает ответы. Можно спросить у
детей, почему и зачем они хотят туда пойти. Путешествие продолжается на
следующем занятии.
Важно: в данном упражнении дети строят
переход, мост между двумя мирами: миром, где они живут и миром, где исполняются
желания. Оставление следов – подтверждение того, что Я ЕСТЬ в этом мире, что
способствует формированию уверенности в себе. Многократный переход вперед-назад
по «тропинке» создает ощущение осваивания перехода и позволяет адаптироваться
ко входу в новое пространство.
Чувства: мы постоянно в нашей жизни
сталкиваемся с переходами – из мира семьи на работу, в детский сад, переход из
одной возрастной группы в другую… Когда ребенок резко оказывается в другом
мире, с другими правилами и требованиями, его тревога возрастает. Поэтому в
данном случае – переход плавный и постепенный, а вначале ведущий «включает»
детское любопытство, обратив внимание на письмо.
Упражнение-разминка «Успокоим вьюгу»
Ведущий напоминает, что было на предыдущих
занятиях и о намерении детей идти в Замок желаний. Затем ведущий говорит, что
они попали в Долину ветров и для того, чтобы её пройти, нужно успокоить вьюгу.
Ведущий берёт левой рукой ребенка за
правую руку (все дети выстраиваются в цепочку) и кружится вокруг собственной
оси против часовой стрелки, чтобы цепочка завернулась в спираль вокруг него.
При этом он вместе с детьми приговаривает:
Разгуляйся вьюга, разгуляйся,
Заплетайся , тропка, заплетайся.
Во взрослом варианте упражнения
слова-напев были такими:
Заплетися, плЕтень, заплетися,
Развернися трУба золотая,
догадайся, кума молодая.
Повторяется до тех пор, пока вся цепочка
не закрутится в спираль. Затем ведущий начинает обратное движение,
поворачиваясь по часовой стрелке, он старается выйти из центра спирали, ведя за
собой всю цепочку, т.о. спираль раскручивается. При этом запев такой:
Успокойся, вьюга, успокойся,
Расплетайся, тропка, расплетайся.
Для взрослых было:
Расплетися, плетень, расплетися
Завернися , труба золотая,
Догадайся, кума молодая.
Чувства: дети, вставая в круг, чувствуют
себя одним целым. Сливаясь с общим спиральным движением, ребёнок телесно
объединяется с этим большим существом. От этого ребенок (и взрослый) испытывает
сильнейший эмоциональный подъем: он стал огромным! В результате, каждый
участник ощущает себя более сильным и уверенным. Маленькое «Я» приобретает
дополнительную поддержку от «коллективного Я». При таком плотном телесном
контакте познание себя и других идёт гораздо быстрее. При этом ребенок доложен
действовать с пониманием – осторожно, чтобы не навредить другим детям.
Развивается телесная чуткость по отношению к другому.
Мои ощущения: это было сродни трансу,
такое ощущение, что возвращаешься к славянским корням (это хоровод-капустка,
кстати, народная традиция), очень необычно и на этапе стояния в кругу ,
завернутой спирали (у детей нет этого этапа), мы еще и загадывали свои желания,
важно дать на это время, постоять не меньше пары минут, затем расплести
хоровод. Чувствуется невероятный энергетический подъём.
Упражнение «Рисунок заколдованного леса»
После вьюги ведущий говорит:
«Замела-заколдовала вьюга деревья в лесу, холодно им». Обсуждаем с детьми какой
он – зимний лес, как звучит. «Сегодня мы будем с вами рисовать зимний лес,
заколдованный»
Оборудование: листы для акварели, кисти,
краски акварельные холодных оттенков, вода, черная гуашь, коктейльные трубочки.
Лист смачивается водой, затем кладется
вертикально и раскрашивается по диагонали (диагональ из правого верхнего угла
вниз) одним цветом одна диагональ, другим другая. Граница размыта. (Прим. – Интересный факт: если у человека есть проблемы с установлением границ, то в арт терапии (не в
данном упражнении) рекомендуют работать с гуашевыми красками, а не с
акварельными). Когда лист полностью высохнет, черная гуашь смешивается с водой
и внизу листа ставится большая капля. Затем нужно взять трубочку от коктейля и
дуть на каплю, направляя струю воздуха от нижней части листа в верхнюю, как бы
выращивая дерево. Затем добавить каплю на ствол и «вырастить» ветки.
Сложите с детьми на полу лес из
получившихся деревьев. Спросите, как чувствуют себя в заколдованном лесу его
жители.
Рисунки помогают создать нечто страшное,
заколдованное и одновременно красивое.
Упражнение «Заколдованный лес»
Затем мы сами превращались в деревья, и в
игре «Ручеёк» проходили через лес. Сначала обычным способом, потом задом
наперед, можно на четвереньках и т.д. А «деревья» всячески мешали, цепляли
своими «ветками». Можно дать задание детям опускать с каждым этапом прохождения
руки-ветки всё ниже.
В данном упражнении идёт сильная работа со
страхами, не все взрослые захотели участвовать в этом. Детям важно, чтобы и
ведущий вместе с ними пробирался через этот лес, а в это время, когда он
проходит через подобного рода лес-туннель, дети могут сильно цеплять и пугать
его, отпуская свои страхи и чувствуя себя сильным.
Затем мы оказались у ворот Волшебного
замка. Чтобы попасть туда нужно было опустить плату в коробку желаний: для
этого надо выбрать кусочек цветной бумаги, скатать его в шарик, загадать одно
желание, прошептать его в бумажный шарик и опустить в коробку желаний. Это и
есть плата за прохождение в замок.
Здесь важно отметить, что данные
упражнения выужены из контекста программы, простроены так, чтобы познакомить
взрослых с этой программой. У детей всё гораздо подробнее проработано, на
некоторых стадиях останавливаются дольше. несколько занятий. Данный семинар у
нас проходил три дня. Три насыщенных полных дня. Почти каждое упражнение это
самостоятельное отдельное занятие с детьми. Если вы берете какое-либо
упражнение вне программы, необходимо знать для чего Вы его проводите с детьми и
какого эффекта хотите добиться.
Должно быть очень интересная программа, глядя на игры и упражнения, которые предлагаются. спасибо большое за информацию Обязательно изучу!
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо тебе за информацию! Классная программа. Захотелось поиграть. Возможно, в этом году что-то включу в другую программу. Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Алёна!
ОтветитьУдалитьСпасибо за знакомство с новой для меня программой.
Очень интересно!захотелось залезть в домик: )
ОтветитьУдалитьАлена, очень интересная программа! Спасибо, что так подробно представили, уже заказала себе в детский сад!)
ОтветитьУдалить