Поиск по этому блогу

понедельник, 15 февраля 2016 г.

Путешествие в подсознание

Здравствуйте, дорогие читатели блога! 

Поздравляю вас с прошедшим днем всех влюбленных. В подарок примите валентинку в виде стендовой информации для родителей (смотри в конце статьи).
А еще я хочу сегодня поделиться несколькими техниками, которые помогают прислушаться к голосу нашего подсознания, которое всегда знает что нам нужно и как этого достичь, но не всегда в суете дней мы можем его услышать.
Одна из техник довольно распространенная, а другую нам давали на семинаре посвященному вообще психологическому насилию над детьми, а в частности - профессиональному выгоранию педагогов, в результате которого обычно и происходит то самое психологическое насилие, такое, казалось бы, незаметное, не оставляющее таких следов на теле, как физическое насилие, но оставляющее следы в душе ребёнка. Да вы и сами - взрослые люди - можете вспомнить примеры такого насилия родом из своего детства. 
Итак, первая техника называется в разных источниках по-разному. Назовём её "Таинственный лес" и она напрямую связана с тем, о чем говорилось выше.

Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох...

·  Представьте, что вы гуляете по лесу. Представьте, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?

·  Вы идёте дальше и видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка?

·  Вы двигаетесь дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?

·  Вам надо перелезть через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?

·  Вы идёте дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?

·  Вы выходите на берег реки. Представьте её очень отчётливо: какая там вода, скорость течения, дно... есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?

·  Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т. п.)?

·  На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит... вам. Из чего она сделана и что за надпись?

·  Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.

·  Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?
·  Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?
·  Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы?

·  Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?

Интерпретация.

Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.

Ключ - ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.
Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.
Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.
Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек.
Дом – это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, - всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.
Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).
Чердак - метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.
Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.
Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.
Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.
И ещё... То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота), то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.

Вторая техника называется "Буря в пустыне". Я не нашла её в интернете, воспроизвожу её по памяти из семинара. 

  • Представьте, что вы находитесь в пустыне. Осмотритесь. Какая она? (можно задать дополнительные вопросы: Видно ли горизонт? Какое над пустыней небо? Какой песок? )
  • Вы идёте по пустыне и видите куб. Какой он? Из какого материала он сделан? Какой он на ощупь?
  • Вдруг вы видите коня. Какой он?
  • Осмотритесь. Есть ли в пустыне растения? Если есть, то какие они?
  • Вы идёте по пустыне и вдруг видите лестницу. Как она расположена в пространстве? Из чего сделана? Какого размера?
  • Внезапно в пустыне начинается буря! Поднялся сильный ветер! Через некоторое время буря улеглась. Что стало с кубом, конем, лестницей и растениями в Вашей пустыне?

Интерпретация: можно проводить эту технику, дав инструкцию, кратко записывать те образы и характеристики, которые возникли у участников.

Пустыня - это то, как вы представляете мир вокруг. 
Куб - Ваш внутренний мир.
Конь, лошадь - то, каким Вы видите своего идеального партнёра.
Растения - это радости жизни. Соответственно, если их нет, повод задуматься.
Лестница - это карьера. Обращайте внимание на размер, расположение (вверх она идет или лежит), надёжность и пр.
Буря символизирует жизненные трудности. Соответственно то, что случилось с предметами в пустыне - это ожидания человека от окружения во время жизненных передряг. 

Эти техники с успехом применялись мною на пед.часах с педагогами. Они очень ресурсны, помогают понять про себя то, что мы зачастую не хотим видеть и понимать. Кроме того, это экспересс-диагностика тех трудностей, которые есть у человека. Такие техники лучше проводить в тихой спокойной обстановке, возможна как индивидуальная, так и групповая работа. В случае индивидуальной работы побуждайте человека сразу рассказывать об образах, приходящих ему на ум.
И напоследок, хочу здесь опубликовать методику, которая похожа на предыдущие, но в ней практически исключается диагностический компонент и включается на максимум ресурсный.
Релаксация «Заброшенный сад» (по мотивам Фопеля)
Цель:снятие психоэмоционального напряжения.

Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.

Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Несколько раз медленно вдохните и выдохните. глаза

Представьте себе, что вы медленно идете по тропинке. Перед вами старая скрипучая калитка Вы открываете ее и входите в старый запущенный сад. Его тенистые дорожки заросли травой, заросли кустарников стали почти непроходимыми, краска на беседке облупилась, и дерево потемнело от дождей. Вы медленно идете по высокой траве к старому покосившемуся домику, нагибаете ветки разросшихся деревьев. вокруг вас
тишина и запустение.

Вы входите в домик и находите коробку с инструментами и семенами. Вы начинаете работу в саду. Граблями собираете опавшие старые листья. Скашиваете высокую траву и перед крылечком появляется ровная красивая лужайка. Затем вы берете лопату и вскапываете участок земли, выбираете сорняки, садите цветущую рассаду цветов и поливаете ее. Участок огораживаете заборчиком и прекрасная клумба готова.

Вы расчищаете дорожки, белите стволы деревьев, красите беседку. Затем большими садовыми ножницами подрезаете старые ветки деревьев и кустарников.

Как преобразился старый запущенный сад! Солнце весело играет в стволах деревьев, ярко пестреют цветы на клумбе, сияет свежей краской обновленная беседка, зеленеет лужайка, по которой приятно пробежаться босиком. 
Вот так с помощью инструментов и своего желания можно преобразить и свою ЖИЗНЬ.

7 комментариев:

  1. Алёна, спасибо за подборку техник!

    ОтветитьУдалить
  2. Алёна, вот так, общими силами за последнюю неделю мы и собрали небольшую коллекцию проективных методик, направленных на самоанализ. :)) Очень рада, что поделились, так как у меня только несколько записей в тетради и осталось от студенческих лет. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Алена, спасибо за подборку! Надо будет пересмотреть свои записи, может еще что-то интересное найдется)

    ОтветитьУдалить
  4. Алена, спасибо за техники, уже в одном из постом встречала на этой неделе. И отдохнула, и задумалась)))

    ОтветитьУдалить
  5. Алёна, спасибо за новые техники! У меня довольно скудная коллекция таких визуализаций. Очень кстати!

    ОтветитьУдалить
  6. Алена, спасибо за такие интересные техники))) скоро буду проводить тренинг для педагогов и это мне понадобится.

    ОтветитьУдалить
  7. Алена, огромное спасибо! Было невероятно интересно! И результаты меня порадовали)))

    ОтветитьУдалить