Поздравляю вас с прошедшим днем всех влюбленных. В подарок примите валентинку в виде стендовой информации для родителей (смотри в конце статьи).
А еще я хочу сегодня поделиться несколькими техниками, которые помогают прислушаться к голосу нашего подсознания, которое всегда знает что нам нужно и как этого достичь, но не всегда в суете дней мы можем его услышать.
Одна из техник довольно распространенная, а другую нам давали на семинаре посвященному вообще психологическому насилию над детьми, а в частности - профессиональному выгоранию педагогов, в результате которого обычно и происходит то самое психологическое насилие, такое, казалось бы, незаметное, не оставляющее таких следов на теле, как физическое насилие, но оставляющее следы в душе ребёнка. Да вы и сами - взрослые люди - можете вспомнить примеры такого насилия родом из своего детства.
Одна из техник довольно распространенная, а другую нам давали на семинаре посвященному вообще психологическому насилию над детьми, а в частности - профессиональному выгоранию педагогов, в результате которого обычно и происходит то самое психологическое насилие, такое, казалось бы, незаметное, не оставляющее таких следов на теле, как физическое насилие, но оставляющее следы в душе ребёнка. Да вы и сами - взрослые люди - можете вспомнить примеры такого насилия родом из своего детства.
Итак, первая техника называется в разных источниках по-разному. Назовём её "Таинственный лес" и она напрямую связана с тем, о чем говорилось выше.
Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох...
· Представьте, что вы
гуляете по лесу. Представьте, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по
тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?
· Вы идёте дальше и
видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала
вас находка?
· Вы двигаетесь
дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала
сделан?
· Вам надо перелезть
через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?
· Вы идёте дальше и
замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы
внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?
· Вы выходите на
берег реки. Представьте её очень отчётливо: какая там вода, скорость течения,
дно... есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?
· Преодолев очередное
препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т. п.)?
· На двери висит
табличка. На ней написано, что дом принадлежит... вам. Из чего она сделана и
что за надпись?
· Вы открыли дверь и
вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок?
Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.
· Вы поднялись на
чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?
· Вы выходите из
дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное
или бурное, какая погода, светит ли солнце?
· Над морем летают
чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства
вызывают у вас птицы?
· Вы видите корабль.
Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще,
станете ли вы это делать?
Интерпретация.
Лес – символическое отражение вашего детства и детских
представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши
детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину,
то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления
сказываются теперь на вашу жизнь.
Ключ - ваше
отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или
обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.
Река –
олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам
представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют
трудности, которые вы преодолеваете с детства.
Забор – символ
преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание,
какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.
Нора – ваше
восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный
или чересчур любознательный человек.
Дом – это вы сами.
Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее
важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, - всё хорошо, если же в какой-то
из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.
Табличка на двери
говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других –
все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).
Чердак - метафора
образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено,
то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы
получить диплом.
Чайки – это ваши
родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же
назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас
напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте –
тревожный сигнал одиночества.
Море – ваша
чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно,
можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск
эмоций, чувств.
Корабль –
воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и
красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он
находится.
И ещё... То, как вы перелезли через забор и переправились
через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если
отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота), то
характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем
воображении откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка
или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.
Вторая техника называется "Буря в пустыне". Я не нашла её в интернете, воспроизвожу её по памяти из семинара.
- Представьте, что вы находитесь в пустыне. Осмотритесь. Какая она? (можно задать дополнительные вопросы: Видно ли горизонт? Какое над пустыней небо? Какой песок? )
- Вы идёте по пустыне и видите куб. Какой он? Из какого материала он сделан? Какой он на ощупь?
- Вдруг вы видите коня. Какой он?
- Осмотритесь. Есть ли в пустыне растения? Если есть, то какие они?
- Вы идёте по пустыне и вдруг видите лестницу. Как она расположена в пространстве? Из чего сделана? Какого размера?
- Внезапно в пустыне начинается буря! Поднялся сильный ветер! Через некоторое время буря улеглась. Что стало с кубом, конем, лестницей и растениями в Вашей пустыне?
Интерпретация: можно проводить эту технику, дав инструкцию, кратко записывать те образы и характеристики, которые возникли у участников.
Пустыня - это то, как вы представляете мир вокруг.
Куб - Ваш внутренний мир.
Конь, лошадь - то, каким Вы видите своего идеального партнёра.
Растения - это радости жизни. Соответственно, если их нет, повод задуматься.
Лестница - это карьера. Обращайте внимание на размер, расположение (вверх она идет или лежит), надёжность и пр.
Буря символизирует жизненные трудности. Соответственно то, что случилось с предметами в пустыне - это ожидания человека от окружения во время жизненных передряг.
Эти техники с успехом применялись мною на пед.часах с педагогами. Они очень ресурсны, помогают понять про себя то, что мы зачастую не хотим видеть и понимать. Кроме того, это экспересс-диагностика тех трудностей, которые есть у человека. Такие техники лучше проводить в тихой спокойной обстановке, возможна как индивидуальная, так и групповая работа. В случае индивидуальной работы побуждайте человека сразу рассказывать об образах, приходящих ему на ум.
И напоследок, хочу здесь опубликовать методику, которая похожа на предыдущие, но в ней практически исключается диагностический компонент и включается на максимум ресурсный.
Релаксация «Заброшенный сад» (по мотивам Фопеля)
Цель:снятие психоэмоционального напряжения.
Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.
Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Несколько раз медленно
вдохните и выдохните. глаза
Представьте себе, что вы медленно идете по
тропинке. Перед вами старая скрипучая калитка Вы открываете ее и входите в
старый запущенный сад. Его тенистые дорожки заросли травой, заросли кустарников
стали почти непроходимыми, краска на беседке облупилась, и дерево потемнело
от дождей. Вы медленно идете по высокой траве к старому покосившемуся домику,
нагибаете ветки разросшихся деревьев. вокруг вас
тишина и запустение.
Вы входите в домик и находите коробку с инструментами и
семенами. Вы начинаете работу в саду. Граблями собираете опавшие старые
листья. Скашиваете высокую траву и перед крылечком появляется ровная красивая
лужайка. Затем вы берете лопату и вскапываете участок земли, выбираете
сорняки, садите цветущую рассаду цветов и поливаете ее. Участок огораживаете
заборчиком и прекрасная клумба готова.
Вы расчищаете дорожки, белите стволы деревьев, красите
беседку. Затем большими садовыми ножницами подрезаете старые ветки деревьев и
кустарников.
Как преобразился старый запущенный сад! Солнце весело
играет в стволах деревьев, ярко пестреют цветы на клумбе, сияет свежей
краской обновленная беседка, зеленеет лужайка, по которой приятно пробежаться
босиком.
Вот так с
помощью инструментов и своего желания можно преобразить и свою ЖИЗНЬ.
|
Алёна, спасибо за подборку техник!
ОтветитьУдалитьАлёна, вот так, общими силами за последнюю неделю мы и собрали небольшую коллекцию проективных методик, направленных на самоанализ. :)) Очень рада, что поделились, так как у меня только несколько записей в тетради и осталось от студенческих лет. :)
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо за подборку! Надо будет пересмотреть свои записи, может еще что-то интересное найдется)
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо за техники, уже в одном из постом встречала на этой неделе. И отдохнула, и задумалась)))
ОтветитьУдалитьАлёна, спасибо за новые техники! У меня довольно скудная коллекция таких визуализаций. Очень кстати!
ОтветитьУдалитьАлена, спасибо за такие интересные техники))) скоро буду проводить тренинг для педагогов и это мне понадобится.
ОтветитьУдалитьАлена, огромное спасибо! Было невероятно интересно! И результаты меня порадовали)))
ОтветитьУдалить