Поиск по этому блогу

среда, 24 февраля 2016 г.

Проектная деятельность: "Я такой человек"


Здравствуйте, дорогие читатели. У меня сейчас период активного обучения - семинары, метод.объединения, дистанционное обучение, педагогические мастерские. Всё очень насыщенно и невероятно полезно для моего профессионального роста (надеюсь :) ) . Следующий текст был результатом выполнения практической работы в рамках курсов "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании" и очень хорошо лёг на моё намерение оформить проводимую мной работу по социальному развитию и обогащению эмоционального запаса детей средней группы. 
Проектная деятельность - одно из важных направлений работы всех специалистов в рамках внедрения ФГОС ДОО. Поэтому дальше пойдет структурированный и умный текст :)

Вашему вниманию предлагается описание схемы проекта «Я такой человек» проводимого в средней группе МБДОУ Детский сад №5 комбинированного вида в 2015-2016 учебном году. Автор: педагог-психолог Якубова Е.В.
Цели:
1.      Знакомство детей с различными типами характера и поведения людей.
2.      Обогащение запаса социальных эмоций.
3.      Улучшение межличностных взаимоотношений в группе.
Характеристика проекта:
·         Проект средней продолжительности
·         Групповой с элементами индивидуальной работы
·         Исследовательско-творческий

Содержание проекта: данный психолого-педагогический проект прошел следующие этапы реализации. На ценностно-ориентационном этапе была сформулирована главная трудность: в связи с тем, что группа комбинированная, дети зачастую конфликтовали между собой, в связи с пониженной толерантностью. Эта трудность преобразовалась в задачи – повысить детскую толерантность, улучшить межличностное взаимодействие в группе, показать детям разнообразие человеческих характеров и поведения, что мы сами и люди вокруг нас могут быть разными. На следующем этапе – конструктивном – осуществлялось изучение методической и теоретической базы, подбор игр и упражнений для занятий с детьми, оформление раздаточного материала, уточнение формы работы. Затем осуществлялась работа в рамках проекта, выполнение – занятия проходили раз в неделю и включали в себя игры и упражнения на внутригрупповое взаимодействие, на чередование напряжения/расслабления тела, развитие межполушарного взаимодействия, на улучшение психо-эмоционального состояния детей. После такой разминки следующий этап занятия  - разговор о запланированных чертах характера человека (аккуратный-неряшливый, решительный-застенчивый, дружелюбный-нахальный пр.) Черты характера всегда давались в таких разнополюсных парах. После беседы о том, кто и когда себя как ведет, и как себя всё-таки вести более принято в обществе, дети садились раскрашивать сюжетные картинки на заданную тему – пара рассматриваемых понятий каждый раз была проиллюстрирована соответствующими картинками формата А5 на листе А4 (то есть на двух половинках одного листа) - источник: программа "Открой себя", дополнение "Я такой человек". Раскрашивание было добровольным, но практически все дети всегда с удовольствием занимались этим процессом. Даже если ребенок начинал и не заканчивал раскрашивание, всё равно его работа подписывалась и складывалась в общую папку, т.к. в дальнейшем планировалось создание индивидуальной книги для каждого ребёнка. После того, как были рассмотрены все запланированные пары, наступил следующий этап реализации проекта – индивидуальная работа и работа в малых группах по оформлению практического результата проекта – книжки-раскраски для каждого ребенка. На этом этапе все законченные и незаконченные картинки, а также те картинки, с которым ребёнок не поработал по причине пропуска занятий, соединяются в одну книжку формата А5 с наличием нераскрашенных, раскрашенных и незаконченных картинок, а также с  пустыми листами для дальнейшего творчества. Каждый ребёнок выбирал цвет нити, которыми сшивалась его раскраска, а также цвет, используемый в обложке (элементы цветотерапии). 
Обложку каждый ребёнок выполнял самостоятельно – нужно было обвести выбранным цветом фигуру человечка (еще раз проговариваем на этом этапе про кого же у нас получилась книжка), затем дети смотрят в калейдоскоп (оптический) на своего «человечка», проговариваем, что узор получается не интересный, т.к. человечек «пустой». Затем внутри контура дети делают коллаж из обрезков цветных журналов (обрезки есть готовые, также детям дается возможность вырезать понравившиеся части самостоятельно). В процессе работы проговариваем, что давать жизнь старым журналам – экологично. Коллаж (элемент арт-терапии) делается на чистом альбомном листе (1/2), который затем ребёнок самостоятельно приклеивает к обложке своей книги-раскраски.


Оценочно-рефлексивный этап. В процессе наклеивания и по окончании работы дети снова смотрят на своё творчество в оптический калейдоскоп – и наблюдают, что человечек стал ярче, на него интересно смотреть. Проводится аналогия и делается вывод о том, что все мы разные и с каждым из нас особенно интересно. Затем ребенок на одной из страниц книги обводит свою ручку, а психолог записывает возле рисунка ответы ребенка на вопрос «Какой я и что я люблю?» (метод интервью). Т.к. работа в основном происходит в парах, дети узнают много нового друг о друге, о сходствах и различиях.

Презентативный этап. На этом этапе планируется создание презентации с фотографиями работ детей (у каждого ребенка было взято разрешение сфотографировать его работу) и показ в группе. Как результат - групповая рефлексия и закрепление выводов, сделанных в процессе индивидуальной работы и работы в парах. Также планируется публикация опыта работы с проектом на сайте детского сада и в личном профессиональном блоге педагога-психолога МБДОУ, с целью ознакомления другими интересующимися специалистами, а также анализе и оценке результатов деятельности. Дополнительно была сознана презентация характеров мульт-персонажей, которую можно использовать как дополнение к проекту, так и самостоятельно, при изучении мира эмоций.
К работе в проекте также привлечены родители – в процессе создания книжек-раскрасок родителям была дана информация о целях и задачах данного проекта, а также о том, как можно в дальнейшем работать с этой книжечкой, на какие темы поговорить с ребенком в процессе «раскрашивания» картинок. Кроме того, к каждой картинке дается краткое описание той или иной черты человека, что поможет в совместном обсуждении содержания книжки с ребёнком. 





P.S. Спасибо всем коллегам за вдохновение! На проект повлияли методы работы многих специалистов. Этим и полезно ведение блога и перенятие опыта коллег. 




5 комментариев:

  1. Алена, очень интересный проект! Я так поняла, что ты на первом этапе со всеми детьми занималась - а сколько человек в группе?
    Человечек мне мою вазу напомнил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ДА, Алёна, спасибо за идею, "Ваза" меня тоже вдохновила :)
      Вначале занималась со всеми детьми - группа большая, около 25 человек (еще и комбинированная), но как-то всё получилось. :)

      Удалить
  2. Алена, какой проект увлекательный! Давно хотела сделать что-то подобное, но пока получается только отдельные занятия в разных классах провести. Может быть на индивидуальных занятиях попробую. Отдельное спасибо за ссылку на картинки. Очень-очень нужны.
    Человечки у всех разные получились и яркие, как картинки в калейдоскопе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, работать в системе очень удобно, хотя у самой не всегда получается. Да и этот проект, на самом деле постепенно формировался во что-то системное и масштабное. Но сама проектная деятельность очень мне показалась удобной формой работы - она какая-то завершенная, логичная и при этом насыщенная.

      Удалить
  3. Прекрасные человечки! Очень интересно получается.

    ОтветитьУдалить