Поиск по этому блогу

вторник, 1 марта 2016 г.

Принцип синхронистичности или Моё знакомство с метафорическими картами

Здравствуйте, уважаемые читатели! 
Чебурашка - символ психолога.
Маленький рот и большие уши. Молчим, улыбаемся и слушаем.

Поздравляю вас с первым днем весны. Душа поёт, хотя мороз за окном и не весенний, но смена времен года ощущается. И зима совсем не надоела, хотя у нас на Камчатке она так рано и не уходит, вернётся еще до мая не раз вьюгами да метелями. 
Сегодня я созрела, наконец, на то, чтобы поделиться с вами моими впечатлениями о семинаре, который проходил 17, 18, 19 февраля 2016 в нашем Камчатском институте развития образования  . Впечатления глубокие, неоднозначные, постараюсь поделиться с вами конкретными методами работы.

"Не важно, что изображено на картах, важно то, что человек на них видит" 
Ицхак Шмулевич
Начну с названия моего поста - "принцип синхронистичности". Цитирую. Синхронистичность (синхронизация, синхронизм) это аказуальный (т.е. беспричинный связующий принцип, в соответствии с которым во внешнем мире происходят цепочки событий, вероятность появления которых по отдельности еще допустима, но в совокупности астрономически мала. Иными словами, "случайности не случайны", или информация к информации. 
моя карта на начало семинара. Визитка. Кто что видит? Колода ЕССО

Как это относится к метафорическим картам? Дело в том, что я их в работе не использую, о чем даже упомянула в статье про игру Диксит , но поскольку направление работы сейчас достаточно актуальное для современных психологов, то в различных блогах моих уважаемых коллег постоянно натыкалась на эту информацию. А в начале учебного года у нас проводилось метод.объединение, на которое я по удивительным причинам не попала, и которое было именно по картам, о чем я очень сожалела. И вот тут - эти курсы. Когда я на них шла, назывались они "Новые технологии для "Новой школы". Что это такое? Брала кота в мешке, но организаторы курсов сказали, что будет несомненно полезно их посетить, а этим людям я доверяю. Так вот представьте моё удивление, когда зайдя в аудиторию я читаю на проекторе "Метафорические карты в индивидуальной и групповой психологической работе". Тут-то я и поняла, что всё не случайно. 
Ведущей нашего активного семинара была сама Татьяна Олеговна Ушакова, автор карт "Кнуты и пряники" (метафора жестокости в отношениях) и "Роботы" (карты для работы с детьми, подростками и родителями). Ниже можно ознакомиться с видео-презентацией колоды "Кнуты и пряники".



Конечно, это специалист с большой буквы. Все три дня были очень насыщенными. Мы многое узнали и о себе, и о работе психолога-консультанта (такого, каким он должен быть), и о метафорических картах, конечно. Как и во многих других случаях - это инструмент невероятных возможностей, но только в умелых руках. Нам очень повезло поработать в технике "аквариум", когда происходила реальная консультация с одним из нас, остальные наблюдали и учились. Татьяна Олеговна сразу предупредила о том, что группа наша не терапевтическая, а учебная и необходимо позаботиться о внутренних психологических защитах, чтобы обезопасить свой внутренний мир. И тем не менее, мы были свидетелями многих откровений, слёз и инсайтов. Карты работают. Но еще больше работает психолог-консультант. Это такое наслаждение - наблюдать за работой профессионала! Причем со стороны казалось, что ничего особенного она не делает - "отражает" слова клиента, использует "перефраз", молчит, очень редко задает вопросы. Но у грамотного психолога клиент всё рассказывает сам, вообще, приходя на консультацию, человек сам знает ответ на свой вопрос, задача психолога - чтобы он это увидел. И тут нужна работа над собой - беда большинства психологов в желании "догнать и осчастливить клиента". И у многих клиентов такое представление о специалисте, как о некоей всезнающей субстанции, который знает нечто такое,  о чем простым смертным неведомо. Но грамотный специалист просто помогает заглянуть в себя и с новым опытом вернуться обратно. Эти очевидные на первый взгляд вещи стали откровением и зазвучали по-новому после данного семинара. Когда мы сами в групповой работе побывали на месте консультанта, то скажу прямо "семь потов сошло", особенно в работе с некоторым трудными клиентами (а лёгких у нас не бывает). Сказывалось отсутствие богатого опыта - в моём случае это так. Родители не очень-то желают ходить на консультации, а если и приходят, то с запросом "сделайте что-то с моим ребёнком", или с запросом информации о возрастных особенностях. Силком тащить и перевоспитывать родителей это не метод, конечно. Поэтому полученная информация помогла структурировать знания о психологическом консультировании и попытаться вывести его на новый уровень. Есть у меня по этому поводу пара идей, которыми поделюсь в другом посте.
Вот такие мысли возникли у меня по итогам семинара. "А что же о картах?" - спросите вы. Буду ли я их использовать? Возможно, но пока не уверена.
 Мне очень понравилась колода "Роботы". Её использование я вижу при консультировании в ДОУ и в работе с детьми.
Планета Роботов
Колода состоит из отдельных частей: головы (как думается?), тела (как чувствуется?) и ноги (как вы действуете?). Множество есть техник работы с этими картами, одна из них - составьте робота, похожего на себя. После работы - обсуждение по примерному списку вопросов (вопросы универсальны, кстати):

Как работалось? Когда ты смотришь, на то, что получилось, какие чувства у тебя это вызывает? Что или кто это? Для чего он создан? Из какого материала? Кто его окружает? Есть ли у него друзья? Что нравится делать (и прочие вопросы подобного плана, если клиент  с увлечением на них отвечает). А потом - заземляем клиента и устанавливаем мостик с реальностью : Какое отношение к тебе и твоей жизни имеет то, что ты сейчас рассказал? Молчим. Молчим. Молчим и ждём ответа. Как бы не хотелось начать самостоятельно интерпретировать расклад клиента (а хочется ужасно!) Если человек впал в глубокий ступор в течение нескольких минут, аккуратно начинаем возвращать ему его же ответы про робота (по ходу лучше записывать с разрешения клиента некоторые специфические формулировки). "Ты сказал, что твой робот ....". После снова задаем вопрос :"Это Имеет какое-то отношение к твоей жизни?"
Затем можно предложить клиенту поменять какую-то деталь. "Что вы чувствуете теперь? Что изменится в роботе теперь?"
Еще один метод работы "Я мамин, я папин, я ни на кого не похожий" - ребёнок решает какая часть у робота, похожего на него будет от мамы, какая от папы, а какая лично от себя. Затем беседа, как живется этому роботу. Родители также могут составлять портрет своего ребёнка, а потом сравнивать, как видит себя ребёнок и каким видят его родители. Уже на этом этапе можно найти много материала для консультирования в системе детско-родительских отношений. Затем можно спросить, что бы роботы сказали друг другу. Таким образом снимается часть психологических защит - речь вроде бы идёт вовсе не обо мне, а об абстрактном роботе, это безопасно. 
Этого робота я собрала вслепую и это тоже один из методов работы. Теперь я поняла, зачем нам рекомендовали фотографировать свои выборы. Теперь я вижу, что это я в начале семейной жизни.

Еще хороший и достаточно наглядный метод работы с педагогами. "Уважаемые коллеги! Я верю в ваши творческие способности! Сегодня вы становитесь создателями роботов. Создайте робота идеального учителя (педагога, воспитателя и пр.)" Затем беседа, задаём вопросы про роботов. Ответы устно или письменно. "А теперь создайте, пожалуйста, робота похожего на вас. Как вам то, что Вы видите сейчас?" Затем идёт сравнение, можно провести диалог двух роботов  и прочее.
И еще один метод работы "Работа с неприятным человеком". Выясняете с каким человеком из окружения клиента работаете, как зовут, какие отношения. Инструкция: "выложите, пожалуйста, голову и тело робота, который похож на ваши отношения с ...(имя неприятного человека)" Или "Как я себя чувствую, когда ... находится рядом". Затем клиент поясняет свой выбор, мы "отзеркаливаем" чувства по мере необходимости. Потом вслепую клиент вытягивает пару ног, примеряет. "Какие это действия в реальности? Для чего? Какая это стратегия?" Т.е. выводим на разговор о конкретных действиях. "Но хочется что-то поменять в отношениях? (предлагаем клиенту вытянуть другие "ноги") Что это за часть теперь? Как поменялись действия? " И т.д. В результате такой работы клиент может найти какой-то более эргономичный и комфортный вид отношений с неприятным человеком или удостоверится в том, что он и так делает всё возможное и выше головы не прыгнешь. Опять-таки, все выводы человек делает сам.
работа с колодами "Persona" и "Personita". Семейные взаимоотношения. Рамочки из колоды "Ох"/. Карты даров не помню из какой колоды. Тоже "ох", кажется.
Ну вот как-то так... Много мыслей в голове, как это обычно и бывает, когда прикасаешься к чему-то большему, чем ты сам. Я благодарна за этот семинар Татьяне Олеговне и всем, кто его организовывал, потому что он дал мне незримо больше в профессиональном плане, нежели работа с картами. Что я усвоила точно и о чем хочется сказать в конце, так это это о том, что метафорические карты это не панацея, не волшебная палочка и применять их со всеми подряд без разбора, начиная с первой консультации не правильно. Однако, если ваш профессиональный опыт подсказывает Вам, что это может сработать и что у Вас достаточно квалификации, чтобы "занырнуть" с клиентом в его ситуацию, травму и выплыть оттуда целыми и невредимыми - вперед.  Если не копать так глубоко, то карты помогают актуализировать запрос клиента, а также посмотреть на проблему  немного сверху, со стороны. Возможно, я созрею еще на статью по данной теме, информации почерпнула много... Но пока так. Спасибо за внимание.
ресурсная карта на прощание (колода "Пути-дороги"). Впечатления от семинара. Ассоциация моя: "умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт"

11 комментариев:

  1. Алена, спасибо тебе огромное за этот пост! Я работаю психологом 11 лет и только в последний год начинаю использовать карты, сейчас активно накапливаю материал. Игры, описанные Вами, для меня подарок:))) Есть роботы и хочу их использовать максимально.
    П.с. на первой карточке я виду ракушку и море, но мы понимаем, что это про меня:))) А какая это колода?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо, Ваши комментарии вдохновляют. Карточка-визитка из колоды ЕССО, спасибо, что спросили, ввела ссылку в подписи к картинке.
      П.С. Я на визитке увидела кокос, море и отпуск, так что мы на одной волне )))

      Удалить
  2. Алена, очень интересно было почитать о вашем опыте. Я тоже читала в блогах об использовании метафорических карт, периодически возникало желание попробовать.Но останавливает то, что нет необходимой квалификации. Очень хотелось бы побывать на таком семинаре, но пока не слышала ни о чем подобном в нашей области. Колода "Роботы" заинтересовала, даже есть клиенты с которыми можно было бы так поработать. Но без нужных знаний не рискну. Да и вообще, консультирование для меня, наверное, самый сложный вид деятельности. Наши родители тоже не очень-то обращаются, чаще по принуждению, когда уже на учет в КДН поставят...
    А на первой карточке я увидела ракушку, в которой созревает жемчужинка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Людмила Владимировна, согласна с Вами о консультировании - это самое трудное в нашей работе. Я на будущий год запланировала проводить тренинги детско-родительских отношений, думаю оттуда выйду по тропинке и на повышения уровня своего, как консультанта. :)
      Очень позитивная ассоциация у Вас, у меня тоже мысли о море, глядя на карту)

      Удалить
  3. Всё очень интересно, Ваше познание нового вида деятельности, даст возможность работать в новом направлении. Я запланировала обучение на июнь месяц :)
    Алёна, я рекомендую заглянуть на страничку моего блога и прочесть пост от 01.03.16 ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Повелась на название блога)
    Кстати, это очень важно - выбрать говорящее имя, а оно у Вас именно такое.
    И опять же Камчатка, и психолог,и карты)
    Остаюсь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Всегда рада новым друзьям, тем более таким позитивным, как Вы :)

      Удалить
  5. Какое удивительное богатство! Метафорические карты несут огромный потенциал.

    ОтветитьУдалить
  6. Алёна, очень интересная и полезная информация. Спасибо за варианты работы. "Роботов" несколько раз порывалась заказать, так и не заказала, не могла разобраться, как буду использовать. Теперь понимаю, что с ними делать. МАК очень экологичны, поэтому (на мой взгляд) даже если человек залез куда-то очень глубоко, то это означает, что на данный момент, он может с этим работать. Совершенно согласна, что МАК - это не панацея. Меня очень выручают когда динамика застопорилась. И не всегда подходит для первой консультации. Все-таки человек определенным образом должен быть настроен. Спасибо, что поделилась своим опытом. Побывать на семинаре Т.Ушаковой - настоящая удача!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, как я рада, что информация для Вас оказалась полезной! Вижу, что Вы действительно вынесли что-то нужное для себя.
      А побывать на таком семинаре - действительно удача! Тем более в нашем отдаленном краю.

      Удалить