Поиск по этому блогу

четверг, 14 января 2021 г.

Возрастные кризисы детей и взрослых


В статье Вы узнаете о том, какие возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни, для чего нужны кризисы и что полезного они дают, как поддержать ребенка и взрослого (в том числе себя), во время прохождения кризиса, а также провести диагностику и узнать причину трудностей во взаимоотношениях с ребенком или в его поведении.

При переходе от одной возрастной стадии к другой, человек обязательно проходит через возрастной кризис. В этот период разрушается прежняя система отношений человека с окружающим миром и формируется новая, что сопровождается значительными психологическими трудностями, как для самого человека, так и для тех, кто его окружает.

 Известный психолог и социолог Эрик Эриксон составил периодизацию кризисов во время которых человек приобретает какие-либо качества личности. Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами Эриксон называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее.

8 стадий развития личности по Э.Эриксону

То есть в идеале, на каждой ступени развития должно появляться «сильное» новообразование данного возраста. В противном случае закрепится слабое, мешающее поведение. Например, во время 7-го кризиса (35-45 лет) у человека должна присутствовать в жизни генеративность – то есть продуктивность и созидательность в различных сферах жизни. В противном случае происходит жизненный застой и человек, даже не осознавая этого, но подсознательно стремясь к гармонии, может пытаться различными способами преодолеть это явление. К сожалению, способы могут быть не всегда конструктивными.

Таким образом, стадии развития весьма интересно влияют на нашу жизнь. Если мы не завершаем в своем развитии одну стадию, то следующая стадия не наступает. Либо следующая стадия перекручивается,  и получается негармоничный результат.  Перескочить стадии невозможно. Но можно добрать упущенное. Причем сделать это практически в любом возрасте. Однако гораздо проще «проживать» кризисы в своё время, с опорой на близких в детском возрасте и с опорой на себя и близких – в зрелом возрасте. Таким разумным и понимающим близким для ребенка, конечно, должен являться родитель.

Как же стать для ребенка такой поддержкой? Важно через своё поведение, заботу, через любые повседневные действия (кормить, одевать, укладывать спать) транслировать ему правильные родительские подтверждения.

Подтверждения – это фразы в устах родителей или смысл отношения к ребенку, который может быть выражен и без слов.  Список подтверждений может быть руководством, как выражать любовь к ребенку (и не только) в соответствии с запросами его возраста. Это то, что хорошо чувствовать родителю К ребёнку для его гармоничного развития. Приведём здесь этот список.⬇⬇⬇

Стадии развития ребенка и родительские подтверждения

Стадия 1. «Быть», от 0 до 6 мес.

Я рада, что ты – живёшь.

Ты принадлежишь нам, ты наш.

То, в чем ты нуждаешься, важно для меня.

Я рада, что ты – это ты.

Ты можешь расти со своей скоростью.

Я люблю тебя и охотно, добровольно о тебе забочусь.

Стадия 2. «Делать», от 6 до 18 мес.

Ты можешь исследовать мир, экспериментировать, и я буду поддерживать и защищать тебя.

Ты можешь использовать все твои органы чувств, когда узнаешь мир.

Ты можешь делать что-то столько раз, сколько тебе понадобится.

Ты можешь знать то, что ты знаешь.

Ты можешь интересоваться чем угодно.

Мне нравится наблюдать за твоей инициативой, ростом и научением.

Я люблю тебя, когда ты активен, и я люблю тебя, когда ты спокоен.

Стадия 3. «Думать». От 18 мес. до 3 лет.

Я рада, что ты начинаешь думать о себе.

Это нормально и хорошо для тебя, если ты сердишься и я не буду позволять, чтобы ты причинял боль себе или другим.

Ты можешь говорить «нет» и сопротивляться столько, сколько тебе требуется.

Ты можешь научиться думать за себя, а я буду думать за себя.

Ты можешь одновременно думать и чувствовать.

Ты можешь знать, что тебе требуется и просить помочь тебе.

Ты можешь стать отдельным от меня человеком, и я буду продолжать любить тебя.

Стадия 4. «Идентификация и обретение силы», от 3 до 6 лет.

Ты можешь исследовать, кто ты такой, и узнавать, кто такие другие люди.

Ты можешь быть одновременно и сильным и просящим помощи.

Ты можешь пробовать себя в разных ролях и различными путями ощутить свою силу, свою значимость.

Ты можешь обнаруживать результаты своего поведения.

Все твои чувства хороши в общении со мной (и "+", и" - ")

Ты можешь понимать, что реально, а что «понарошку».

Я люблю тебя таким, каков ты есть.

Стадия 5. «Структурирование», от 6 до 12 лет.

Ты можешь подумать, прежде чем сказать «да» или «нет» и учиться на своих ошибках.

Ты можешь доверять своей интуиции, которая поможет решить тебе, что делать.

Ты можешь найти свой путь и поступать так, чтобы это работало на тебя, а не против тебя.

Ты можешь усвоить те правила, которые помогают людям жить среди людей.

Ты можешь научиться, когда и как можно выражать несогласие.

Ты можешь думать о себе и получить помощь вместо того, чтобы оставаться один на один с несчастьем.

Я люблю тебя даже тогда, когда мы разные; мне нравится расти вместе с тобой

Стадия 6. «Идентификация, сексуальность и отделение», подростковый возраст.

Ты можешь знать, кто ты таков, и осваивать, практиковать навыки независимости.

Ты можешь научиться понимать различие между сексом и взрослением и ты можешь быть ответственным за свои потребности и свое поведение.

Ты можешь развивать свои интересы, взаимоотношения.

Ты можешь учиться использовать старые навыки по-новому.

Ты можешь возрастать в своем мужестве или своей женственности и в то же время иногда быть зависимым от других.

Я с интересом ожидаю узнать тебя как взрослого.

Моя любовь всегда с тобой. Я доверяю тебе и думаю, что ты попросишь меня о поддержке, когда тебе будет нужно.

Стадия 7. «Взаимозависимость», зрелый возраст.

Твои потребности важны.

Ты можешь быть уникальным и высоко ценить уникальность других.

Ты можешь быть как взаимозависимым, так и независимым.

Через годы ты можешь пронести и можешь постоянно расширять свою приверженность собственному духовному росту, своей семье, своим друзьям, своей общине и человечеству.

Ты можешь строить свои ценности, испытывать свои роли, задачи.

Ты можешь быть творческим, компетентным, продуктивным и полным радости человеком.

Ты можешь доверять своей внутренней мудрости.

Ты можешь говорить свои «здравствуй» и «прощай» людям, ролям, мечтам и решениям.

Ты можешь завершить любую часть своего жизненного пути и с нетерпением и радостью начать новую жизнь.

Твоя любовь становится все более зрелой и твоя любовь расширяется.

Ты любим(а) в любом возрасте.

Стадии развития и родительские подтверждения

При всей схематичности приведенного списка позитивных подтверждений он весьма полезен, в том числе и для самодиагностики. Если у вас наблюдаются трудности в отношениях с вашим ребенком, прочтите еще раз фразы-подтверждения для его возраста. Скорее всего, что-то из этого списка не будет Вам откликаться или даже вызовет более сильные  чувства, например, протест,  отторжение, раздражение, злость.  Именно в этом направлении и стоит работать родителю над собой и тогда (и только тогда!) проблемы «с ребёнком» исчезнут.

Педагог-психолог Якубова Е.В.

Дополнительная информация по теме:

 





2 комментария:

  1. Алена, здравствуйте.
    Спасибо огромное за материал, сохранила для родительского уголка.
    Пишите чаще, нам нужна психологическая поддержка. 😉

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна, за обратную связь, мне очень важно! Возвращаюсь в блого-строй :)

      Удалить