Поиск по этому блогу

четверг, 22 марта 2018 г.

Сказка - ложь?

Мама говорила, что сказки могут многому нас научить. Например, что такое добро и зло, и как не ошибиться, приняв одно за другое. Сказки бывают грустными и даже страшными. В них тоже болеют и даже умирают. Мама говорила, что сказки — это отражение нашей жизни. В сказке про Красную Шапочку тоже есть страшный момент: когда Красная Шапочка приходит к бабушке и не знает, что в кровати лежит переодетый злой волк. И еще мама говорила, что эти волки не могут притворяться вечно, и рано или поздно они все равно покажут свои зубы. "Корабль" Валерия Громова


Здравствуйте, дорогие читатели!
В прошлой статье я писала  о роли цвета в нашей жизни, и как при помощи цвета можно развивать детей и улучшать их эмоциональное состояние. 
Сегодня я хочу рассказать, как можно можно работать со сказкой, развивая речь ребёнка.
В психологии есть такой термин, как сказкотерапия. То есть это целое направление работы, ведущим автором в котором считается Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Сказки можно использовать в психологической, педагогической, воспитательной работах. С помощью сказок (как готовых, так и создаваемых) можно корректировать различные психологические состояния, даже в таких ситуациях, "в которых на первый взгляд психолог бессилен...". Это целый пласт работы, планирую на будущий год плотнее заняться и изучить это направление.
В прошлом учебном году, как вы, возможно, помните (а если нет, то посмотрите ссылку) , у меня был запланирован тренинг для педагогов для знакомства со сказкотерапией, но провести я его не успела, зато поделилась с вами медитативной сказкой и буклетом. В этом учебном году я-таки провела этот тренинг, который состоял из теоретической и практической части.
Теоретическая часть состояла из такой презентации.


Из презентации педагоги узнали, в каких случаях может помочь сказка и какие виды сказок бывают. Затем пришла пора практической части. Педагоги вытащили карточки с изображением героев из сказкотерпевтической проективной методики

Затем педагоги описывали своего персонажа так, чтобы другие его угадывали. А после - искали сходства и различия между собой и сказочным героем. Для кого-то это было легко (Царевна), а для кого-то не очень (Змей Горыныч). Но все справились!
А потом мы поиграли в игру "Жили-Были". Подробнее от ней я писала в отдельной статье. А карточки из этой игры использовали для сочинения сказки по кругу. Этот метод один из многих, которые на детях идут даже лучше, чем на взрослых. Для игры можно использовать любые предметные карточки, какие у вас есть! Педагоги сделали несколько кругов, всё более погружаясь в весёлую и немного безумную сказку :) Прекрасный метод работы с детьми, развивающий речь и фантазию, а у взрослых - абстрактное мышление. 
В конце занятия  прозвучала медитативная сказка для педагогов, в которой кто-то нашел дополнительный ресурс, а кто-то просто расслабился (сказку можно почитать по ссылке выше) и отринул заботы.
Во такое занятие с педагогами у нас получилось! А вы любите сказки? :)

P.S. Прикрепляю еще одну презентацию про Сказку в жизни ребёнка. Она из сети, с небольшими доработками.


6 комментариев:

  1. Алена, спасибо за материал! Вот сегодня я в работе с ребенком обратилась за помощью к сказкам - умение просить помощи у окружающих - вот смысл работы. Многие сказочные герои обращаются за помощью и в этом их сила, а не слабость. Сила ума - осознать то, что сам я не могу и мне нужна помощь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, и в детско-родительских встречах ты тоже использовала сказку - мне тогда очень это понравилось! Но мне нужно еще осваивать этот инструмент... потенциал в нем прекрасный заложен!

      Удалить
  2. Сказки, действительно, лечат. Сказкотерапия, как форма работы, мне очень нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Ирина! Книголюбам особенно нравится этот метод работы ;)

      Удалить
  3. В детстве перечитала стопиццот сказок народов мира.
    Читала так,что коньюктивит заработала)
    Запрещали уже, выгоняли на улицу гулять,а я потихоньку возвращалась и читала под оделяло с фонариком.
    Помню многие. Это была Сказка!))

    ОтветитьУдалить