Поиск по этому блогу

пятница, 6 апреля 2018 г.

Деловые игры педагогов

Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня хочу поделиться с вами конспектом деловой игры, которую я провела с педагогами. Целью игры было актуализировать и систематизировать знание педагогов о сюжетно-ролевой игре. 
         Якубова Е.В., педагог-психолог
Цель: Используя активные методы работы с педагогами, направленные на работу с проблемами, формировать ключевые компетентности воспитателей, транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Воспитание творческой активности и импровизации детей через игровую деятельность» среди коллег.
Участники игры: воспитатели, специалисты.
Оборудование: мяч, фишки для деления на команды, бумага, карандаши, фломастеры, маркеры, информационные материалы .
Жеребьёвка: Участники игры вытягивают жетоны красного и желтого цвета. И используя цветные фишки, занимают место за столом соответствующего цвета. Каждой команде следует придумать название команды  и выбрать лидера.
Ход игры: Звучит «В каждом маленьком ребенке» – муз.Ш.Каллоша.
 «Игра! Игра! Да здравствует игра!: «Я игра без границ,» : «Я не знаю предела»,: «Не люблю скучных лиц» «И сидящих без дела».«Я игра без границ»,  «Для меня нет преград», «Не люблю скучных лиц», И нечестных наград».
 «Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре  "Дошкольник, детский сад, игра".
Ведущий: Психологическое вхождение для сплочения группы «Упражнение «Имя».
Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом:
Инструкция: «Я предлагаю вам перед началом упражнения замкнуть круг».
Вам следует назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственное, имя и прилагательное к нему. И так далее по нарастающей.»
Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: 1 – приветствие, 2 – имя, 3 – улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями в первую очередь в общении с детьми.
Жеребьевка с помощью «волшебного мешочка» и фигурок двух цветов.
Педагоги занимают свои места.
 «Давай поиграем!» – как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим друзьям, родителям, воспитателям.
И что же он слышит в ответ? – ваше мнение. (Ответы участников деловой игры) «Да некогда мне … не могу, … я устала, … тороплюсь, … не успеваю…» – говорим мы часто детям. «Идите, играйте» – такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?
Однако мы не должны забывать, что игра — первая ступень бесконечной лестницы жизни.
Задание1.
Составьте схему «Что развивает игра в ребёнке?» и оформите её красиво. У вас 5 минут.
Затем идет представление схемы участниками.
Игра обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности — именно поэтому она так важна для ребенка.
В воспитании и развитии ребенка –дошкольника ведущая роль принадлежит игре. Это утверждение давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры. Но в последнее время игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности.
 Игра — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Игры существуют разные: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. 

Игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.

Задание 2 Составить классификацию игр детей дошкольного возраста. (педагогам дается таблица в разрезанном виде, нужно собрать по смыслу)
Классификация игр детей дошкольного возраста
Классы игр
Виды игр
Подвиды игр
Игры, возникающие по инициативе ребенка
Игры-экспериментирования
1. Игры с природными объектами.
2. Игры со специальными игрушками для исследования.
3. Игры с животными
Сюжетные самодеятельные
1. Сюжетно-отобразительные.
2. Сюжетно-ролевые.
3. Режиссерские.
4. Театрализованные
Игры по инициативе взрослого
Обучающие
1. Сюжетно-дидактические.
2. Подвижные.
3. Музыкально-дидактические.
4. Учебные
Досуговые
1. Интеллектуальные.
2. Игры-забавы, развлечения.
3. Театрализованные.
4. Празднично-карнавальные.
5. Компьютерные
Игры народные
Обрядовые
1. Семейные.
2. Сезонные.
3. Культовые
Тренинговые
1. Интеллектуальные.
2. Сенсомоторные.
3. Адаптивные
Досуговые
1. Игрища.
2. Тихие игры.
3. Игры-забавы

Итак, задание  3 «Разработать проект сюжетно-ролевой игры». Лидерам команд нужно подойти к столу и выбрать задание (или вытянуть из «волшебного мешочка» предмет). На подготовку задания дается 10 минут.
А) «Составить проект сюжетно-ролевой игры  «Салон красоты» 

Б) «Составить проект сюжетно-ролевой игры   «Шоферы»

В) «Составить проект сюжетно-ролевой игры   «Юные космонавты»

Г) «Составить проект сюжетно-ролевой игры   «Банк»

Алгоритм проекта и этапы игры отображены в презентации
1. Проблема
2. Обоснование проблемы:
3. Цель:
4. Задачи:
5. Вид проекта
6. Участники проекта
7. Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
2. Основной этап
3. Заключительный
Ведущий: Время истекло. Какая команда готова отвечать? (Ответы лидеров.)
Таким образом, можно подвести итог, что на начальном этапе  в сюжетно-ролевую игру совместно с детьми играет воспитатель.  Далее на каждом этапе «открываются» и усваиваться новые способы  построения и организации игры.  Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.

Играя сами, мы немного погружаемся в детство. Почему-то сейчас  мы стали забывать такие любимые нами в детстве народные игры, как «Салочки», «Городки», «Выбивалы», «Часики, «Классики», «Краски».
– А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (Ответы педагогов).
– Сейчас мы проведём блиц-опрос по теме «Русские народные подвижные игры» . Мы задаем вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по-очереди.
Вопросы:
Ведущий : Какие атрибуты используются в русских народных подвижных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка, скакалка) 

Ведущий: Главная роль в народной игре? (водящий)
Ведущий: Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

Ведущий: Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

Ведущий: Где используются русские народные подвижные игры? (в организации праздников, утренников,  развлечений, прогулок) 
Ведущий: Какие физические качества воспитываются в русских народных подвижных играх? (смелость, ловкость, выносливость, сила, быстрота)
Ведущий: Откуда берётся речевой материал для народных подвижных игр? (из народного фольклора) 

Задание 4: Решение педагогических ситуаций.
Воспитывать ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли педагога. Нам приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью. Коллеги, мы подготовили для каждой команды по одной ситуации. За 5 минут вам необходимо найти пути решения данной проблемы.
Предлагаю вам  ситуации, которые вытягивают лидеры команд. Время 5-7 минут.
1 ситуация:    Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».
Вопросы: Как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.
Вопросы: что сказали бы ребята Алеше, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.
3 ситуация: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное за­дание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет вос­питатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старень­кую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы: Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в группе?
Ведущий : Игра –  понятие многогранное. Каждый вид игровой деятельности является важным для дошкольников. Каким, по вашему мнению, должно быть педагогическое действие, способствующее самореализации ребенка в игре вы нам сейчас расскажете.
Проводится упражнение «Продолжи предложение»
Воспитатели встают в кругВедущий в центре круга. Ведущий по очереди бросает мяч воспитателям предлагая продолжить свой вариант фраз:
– «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»
– «Мне не нравятся дидактические игры, потому что …»
– «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я…»
– «Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что…»
– «Я думаю, что игра полезна тем, что…»
– «Моя самая любимая игра …, потому что…»
– «Я считаю, что в игре дети учатся…»
– «Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
– «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
– «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
Ведущий 1: Предлагаем вам подвести итоги игры - составить синквейн (смотри презентацию)и заполнить анкеты. (Анкета «Обратная связь)
Результат «Обратной связи»
Критерии
Оценка деловой игры
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Деятельность ведущего










Содержание деловой игры










Самооценка участника










Психологический климат во время деловой игры











Ведущий: Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что Вы, уважаемые воспитатели, постараетесь это сделать. Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия как это станут традицией в нашем детском саду.
Ведущий: Я хочу поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе. В заключение нашей встречи, хочется предложить эти «памятки», которые помогут вам в работе. (памятки-тесты, которые можно использовать для самопроверки, можно предложить и в начале игры, для актуализации знаний по теме.)




Используемая литература
  1. Бабаева Т.И, Михайлова З.А. «Игра и дошкольник»,  Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  2. Белая К.Ю., Сотникова В.М. «Разноцветные игры», Москва  «ЛИНКА-ПРЕСС», 2007
  3. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду», Москва  «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009
  4. Ненашева А.В. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ».

7 комментариев:

  1. Здравствуйте, Алёна! Какие интересные игры вы проводите с коллегами! Чудеса!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! С педагогами обожаю творить что-нибудь! Это так заряжает энергией :)

      Удалить
  2. Алена, какое замечательное мероприятие. Если ты не против я воспользуюсь им)) Главное тема актуальная - игра! Благодарю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, я буду только рада! Имей в виду, что примерное время проведение - 1 час ;)

      Удалить
  3. Здравствуй, Алена!
    Впереди педсовет, а у тебя отличный пост. Можно будет воспользоваться подборкой игр. В командной работе педагоги становятся более активными, инициативными и все это их мотивирует на активную работу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, здравствуй!
      Буду только рада, упражнения и правда хорошие, педагоги очень откликаются!

      Удалить
  4. Алена, готовый конспект - отличный практический материал!) Буду иметь его ввиду, спасибо!

    ОтветитьУдалить