Поиск по этому блогу

вторник, 22 октября 2024 г.

О ранней терапии заикания у детей от 2 до 5 лет: нативный метод

Сегодня ни для кого не секрет, что гармоничные детско-родительские отношения – основа нормального развития ребенка. Однако до недавнего времени это было не столь очевидно – ранее считалось, что ребенку достаточно хорошего питания и полноценного ухода, а эмоциональная связь с родителем вовсе не являлась необходимым условием для психологического благополучия, да и в целом о психологическом благополучии ребенка мало кто задумывался.
 Впоследствии, наблюдения за недоношенными младенцами, а также за детьми, от которых отказались родители, показали, что даже при наличии должного ухода, но при отсутствии эмоционального контакта детская смертность резко повышалась. То есть связь с родителем (опекающим взрослым) это такая же витальная потребность, как потребность в пище, сне, безопасности и т.д.
Ребенок воспринимает родителя, как высшее существо, поэтому ему крайне важно знать, что родитель рядом, принимает и понимает его. Но несмотря на то, что сейчас очень популярны различные психологические теории о важности детско-родительских отношений (в частности, теория привязанности), многие родители не знают, как им наладить или укрепить эмоциональную связь. Часто детско-родительские отношения сводятся к бытовым вопросам и к базовому уходу. Ребенка могут водить на различные секции, покупать игрушки, но за целый день так и не поговорить с ним «по душам», таким образом многие родители не задумываются о важности правильной, двусторонней коммуникации со своим ребенком.
Большое количество первичных эпизодов заикания происходит в дошкольном возрасте. Заикание является нарушением коммуникации, то есть по своей сути - нарушением обратной связи с миром. А поскольку для ребенка дошкольного возраста представителями мира являются родители, то именно нарушение в процессе коммуникации родитель-ребенок может стать тем самым «камнем преткновения», с которого начинается заикание, ведь именно с родителями происходит первый опыт общения, который затем уже переносится во внешнюю среду.
Ученые и практики отмечают, что в речи, обращенной к себе или неодушевленным предметам, запинки у заикающихся отсутствуют. Причина в том, что такая ауто- или псевдо-коммуникация предсказуемая, она поддается контролю и, как следствие, ощущается безопасной для человека, в то время как реальная коммуникация с другими людьми это всегда связь неконтролируемая, а значит хаотическая и кажущаяся опасной. Страх непредсказуемой обратной связи заставляет человека «перепроверять» то, что он пытается транслировать в мир, что и приводит к запинкам и заиканию в речи. В таком случае, запинки в речи, которые происходят при заикании, это не что иное, как дублирование связи для поиска безопасного отклика, попытка налаживания безопасного контакта.
На фоне нарушенной детско-родительской коммуникации любая ситуация может стать триггером заикания. Необходимо понимать, что ситуация, «запустившая» заикание у ребенка, всегда сильно эмоционально заряжена: или отрицательно (испуг), или даже положительно (например, желание ребенка быстро «взахлёб» поделиться большой радостью). Ситуация, которая спровоцировала заикание может быть единичной, но для того, чтобы нивелировать её последствия, недостаточно кратковременного эпизода позитивной коммуникации. Помочь «перекрыть» этот негативный опыт может только многократное повторение, выстраивание большого количества неких условных микро-островков психологической безопасности и лишь сумма такого опыта может помочь возвращению прерванной, искаженной или нарушенной связи с родителем, как с источником безопасности. В результате, восстановленные доверительные отношения с родителем помогут наладить связь с миром в целом и устранить проявления заикания.
Маркером налаженной коммуникации всегда является зрительный контакт, он помогает установить связь даже если собеседники говорят на разных языках или не говорят вовсе. Контакт «глаза в глаза» это процесс нативный, то есть абсолютно естественный, это первая связь матери и новорожденного. Этому никто не обучает молодую мать, никто не принуждает – данный процесс заложен природой, он помогает получить обратную связь от ребенка: как он себя чувствует, здоров ли он, не требуется ли ему помощь. Недаром дети, оставшиеся без попечения родителей, в быту именовались «беспризорниками» - без призора (без присмотра), что равнялось отсутствию внимания, заботы. А, например, слово «Епископ» происходит от греческого «надзирающий», «смотрящий», т.е. наблюдающий, смотрящий за кем-либо. В фильме «Аватар» традиционным приветствием местных народов было: «Я тебя вижу». Таким образом, важность зрительного контакта для налаживания продуктивной коммуникации существует в любой культуре и цивилизации.
Необходимость контакта «глаза в глаза» и беседы на физическом уровне с ребенком подчеркивается и многими психологами, что часто отражено в рекомендациях родителям, которые хотят, чтобы дети услышали их просьбу или какое-то важное сообщение. Но не менее важным является зрительный контакт с ребенком, который сам что-то сообщает родителю. Ведь нередко бывает так, что родитель слушает ребенка с высоты своего роста, часто даже не глядя на него – за рулем авто, по дороге в детский сад, уткнувшись в смартфон и т.д. Родителю кажется, что если он слушает ребенка (или делает вид, что слушает), то этого достаточно, но это не так. Именно регулярный зрительный контакт с высказывающим свои мысли ребенком - залог построения тех самых островков безопасности, которые смогут вытеснить негативный опыт коммуникации и простроить доверительные отношения сначала с родителем, а затем с окружающим миром. Это будет иметь самые благоприятные последствия для налаживания эффективной коммуникации при профилактике и коррекции заикания.
Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Фёдор Лукьянов, выпускник МГИМО, делился эмпирическим опытом нескольких случаев исцеления от заикания именно на основе налаживания детско-родительских бесед, подчеркивая важность зрительного контакта.
 Росс Кэмбелл - специалист по психиатрии, автор книг по восстановлению семейных отношений - тоже говорит о важности контакта глазами родителей с детьми. Он отмечал, что когда родители перестают общаться с детьми «глаза в глаза», дети становятся капризными, неуправляемыми... Визуальный контакт не менее важен чем тактильный контакт.
Зрительный контакт помогает наладить следующие психологические процессы:
1. Создание связи: Зрительный контакт создает ощущение присутствия и дает ребенку понять, что он важен для родителя. Это помогает ему чувствовать себя услышанным и увиденным.
2. Развитие уверенности: Когда родители внимательно слушают детей, это формирует у них уверенность в своих речевых навыках и позволяет им открыто выражать мысли и чувства.
3. Снижение тревожности: Регулярное взаимодействие глаза в глаза способствует уменьшению уровня тревожности, который может сопровождать общение у детей с заиканием.
Практические рекомендации для родителей.
 Слушайте активно: Установите привычку выделять время для беседы с ребенком без отвлечений – уберите смартфоны, отключите телевизор. Это должно быть ваше общее время, когда вы оба можете сосредоточиться друг на друге.
 Объятия и физическая близость: В психологической литературе встречается рекомендация обнимать детей 4-8 раз в день (Ю. Гиппенрейтер), ежедневные объятия способствуют укреплению эмоциональной связи. Это создает у ребенка чувство безопасности и защищенности.
Качество взаимодействия: Проводите минимум 15 минут два раза в день в активном слушании и разговоре с ребенком. Используйте открытые вопросы, чтобы поощрить его делиться своими мыслями и чувствами.
 Чем раньше начнется процесс налаживания безопасной обратной связи, тем быстрее ребенок сможет преодолеть негативный опыт коммуникации. Это поможет ему не только справиться с заиканием, но и наладить здоровые отношения с окружающими.
 Важно помнить, что процесс восстановления требует времени, особенно если у ребенка уже есть опыт негативного общения. Будьте терпеливы и настойчивы в своем желании наладить связь. Чем ребенок младше, тем быстрее у него запустятся процессы позитивной коммуникации, и наоборот – чем дольше опыт негативной коммуникации с миром (и как следствие – заикания), тем дольше будет идти процесс восстановления безопасной обратной связи.
Итак, установление зрительного контакта и создание пространства для регулярного общения, являются основными элементами в построении доверительных отношений и профилактики не только речевых нарушений, таких, как заикание, но и других трудностей развития: эмоциональных, психологических, интеллектуальных. Все вышеперечисленное является основой психологического иммунитета ребенка.

Видео моего выступления для круглого стола "О ранней помощи детям, страдающим ЗАИКАНИЕМ"  доступно по ССЫЛКЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий