Поиск по этому блогу

среда, 25 февраля 2015 г.

Как рассказать ребёнку о смерти?


Темой смерти ребенок начинает интересоваться примерно с 4 лет. Когда малыш спрашивает, отчего умирают, то он хочет знать, как от этого можно защититься, а вовсе не стремится узнать подробности из медицинской энциклопедии. Ребенок пытается понять, откуда ждать опасности.  Если ребенок спрашивает — значит дорос. А если дорос, значит должен получить ответы на свои вопросы.
Психологи давно отметили, что вопрос «что со мной будет после смерти?» волнует детей гораздо больше пресловутого «откуда я взялся?». Рассказать ребенку о смерти намного труднее, чем о деторождении. Во-первых, потому что и сами ее боимся. Во-вторых, потому что мы и сами знаем о смерти немногим больше него.
И все же, избежать этого разговора не удастся, как не удастся и отложить его, как хотелось бы многим, до той поры, пока ребенок не повзрослеет.
Вот несколько советов о том, как ответить на вопросы ребенка о смерти, чтобы у него не возникло страха:
· Первое, и самое важное правило: когда вы услышите вопрос о смерти, вы должны реагировать спокойно. Помните, что ребенок сейчас смотрит на вас во все глаза. Мама испугалась? Значит, и мне стоит бояться! Мама рассердилась? Значит, я поступил плохо и об этом говорить нельзя. Если ваша реакция будет негативной, то ребенок может замкнуться в себе, а его вопросы останутся без таких нужных ему ответов.
· Что такое смерть? Для первого раза можно объяснить, что когда живое существо умирает, оно перестает дышать, двигаться, у него не бьется сердце.
· В объяснениях не используйте следующие двоякие выражения: «уснул вечным сном» (может спровоцировать страх засыпания), «ушел от нас, покинул нас» (возможна боязнь любого расставания с родными, обида на умерших родственников за то, что они «не попрощались» перед  «уходом»), «заболел и умер» (ребенок может бояться любых болезней, думая, что они смертельные).
· Когда Вы рассказываете ребенку о смерти, делайте упор на долгой жизни: «Мы будем жить еще долго-долго». Можно также рассказать, что для этого нужно заботиться о здоровье, о своей безопасности (переходить дорогу в положенном месте, не играть с опасными предметами), что от большинства болезней сейчас придуманы лекарства и в основном болезни, с которыми сталкивается ребенок, не опасны. То, что смерть в Вашем объяснении будет далекой, приносит ребенку облегчение и позволяет легче примириться с необходимостью конечности жизни, ведь это еще будет так не скоро!
· Если ребенок задает Вам вопрос: «Когда ты умрешь?» не пугайтесь,   он спрашивает об этом потому, что боится остаться один. Повторите, что вы будете жить еще очень долго. Но если вдруг с мамой что-то случится, то он не останется один, о нем будут заботиться папа, бабушка, крестная.
· Если ребенок спрашивает Вас о том, что бывает после смерти, можете рассказать ему, что Вы верите, что после смерти душа человека попадает к Богу, его земное тело остается на земле, как старый кокон, в котором гусеница превращалась в бабочку. Но даже если вы не верите в загробную жизнь, постарайтесь убедить малыша, что после гибели телесной оболочки человек продолжает в том или ином смысле существовать. «Пока мы помним о бабушке, она жива в нашей памяти, в наших сердцах», «Сколько всего хорошего сделал людям дедушка. Он живет в своих делах».
· При просмотре мультика, малыш может испугаться, даже если смотрел его раньше много раз. «А что, Джерри умер? Его же Том ударил кувалдой?», — можете услышать Вы. И тут самое время рассказать, что в мультике Джерри не умер, но это только мультик. В жизни, конечно же, так бы и случилось.
Мультфильмы и компьютерные игры дают извращенное представление о смерти, и на это надо обращать внимание детей, если они готовы это воспринимать.
Если ребенок уже столкнулся со смертью близких, то не стоит настаивать, чтобы ребенок простился с умершим. Не только для малыша, но и для подростка сцена похорон и поминок может быть невыносима. Предложите ему альтернативу: «Мы будем сегодня вспоминать о бабушке, прощаться с ней. Хочешь побыть с нами или поедешь к тете Марине?» И не стоит обвинять ребенка в черствости, если он наотрез отказывается присутствовать на отпевании, похоронах, или поминках.
В разговоре с ребенком, как бы ни было это больно, взрослый должен принять любые эмоции ребенка, возникшие в связи со смертью близкого.
·                 Если это печаль – ее необходимо разделить (Мне тоже грустно от того, что бабушки больше нет с нами. Давай посмотрим фотографии и вспомним, какая она была).
·                 Если гнев – дать позволить ему выплеснуться (Я бы на твоем месте тоже ужасно рассердилась, что дедушка умер. На кого ты злишься? Ведь дедушка не виноват в этом. Поможет ли твоя злость тому, что случилась? Давай лучше поговорим о нем. Что бы ты хотела сейчас ему сказать? Что бы он сказал тебе в ответ?)
·                 Если вина – объяснить, что он не виноват (Ты ссорился с бабушкой, но умерла она не от этого. Хорошо, ты сожалеешь об этом. Но не твое поведение стало причиной ее смерти).
Дошкольники способны за один раз воспринять лишь небольшой объем информации, поэтому ответы должны быть краткими и простыми, а повторять их в разных вариациях нужно столько раз, сколько необходимо, чтобы удовлетворить интерес малыша. Ребенок, задав новые вопросы и получив ответы, гораздо больше думает о жизни, чем о смерти. И в этом вся прелесть детского взгляда на мир!





Комментариев нет:

Отправить комментарий