Здравствуйте, дорогие читатели!
Я уже вышла из отпуска, вливаюсь с рабочий процесс, адаптация и у меня, и у малышей идет полным ходом. :)
А пока хочу поделиться своим выступлением и презентацией, которую я представляла на семинаре "Повышение родительской компетентности", проходившем в детском саду №44 г.Петропавловск-Камчатского.
На
гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья
сегодня переживает большие экономические и духовные трудности: отчуждение между
родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Далеко не все
родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания,
необходимые для воспитания ребенка.
Вот
почему основные усилия педагогического коллектива дошкольных учреждений должны
быть направлены:
на
улучшение семейного микроклимата;
формирование
положительных взаимоотношений в семье;
повышение
педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
формирование
совместными усилиями полноценной личности ребенка.
В
настоящее время используются всевозможные формы работы с семьей, как
утвердившиеся в этой области, так и нетрадиционные. Условно их можно разделить
на три группы. К первой относятся формы работы внутри дошкольного образовательного
учреждения:
• презентация,
• открытые
занятия с детьми для родителей,
• педагогический
совет,
• круглые
столы, конференции,
• общие
и групповые родительские собрания,
• вечера
вопросов и ответов,
• педагогические
гостиные,
• педагогические
беседы с родителями,
• дискуссионные
встречи,
• тематические
консультации,
• посещение
семей,
• наглядная
пропаганда.
Ко
второй группе относятся формы работы с родителями за пределами дошкольного
образовательного учреждения:
• университет
педагогических знаний и лекторий,
• киноуниверситет
или кинолекторий,
• родительские
конференции,
• читательские
конференции,
• школы
для родителей,
• дни
открытых дверей,
• консультации
для родителей,
• тематические
выставки,
• информационные
бюллетени,
• библиотечки
для родителей в дошкольных образовательных учреждениях,
• выступления
воспитанников и педагогов детского сада.
К
третьей группе относятся досуговые формы общения детей и взрослых:
• познавательно-игровая
викторина;
• фольклорный
досуг;
• спортивные
праздники и др.
В своей
статье я хочу осветить такое направление работы, как Повышение педагогической
культуры родителей путём их просвещения за пределами ДОУ. И вот почему.
Парадокс
нашего времени заключается в том, что ребенок даже в очень хорошем детском саду
оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь
органические и материальные его потребности, забывая о психологических и
духовных. Психологи считают, что это изначально травмирует ребенка. Поэтому
представляется очень важным научить родителей полноценно использовать даже
минимальное время, которое они могут уделять ребенку для общения с ним.
Заботясь о телесном благополучии ребенка, нельзя забывать о его внутреннем
мире. Однако, в связи с низкой информированностью, а также по ряду других
причин, родители об этом забывают.
В
связи с этим, необходимо помнить о такой форме работы с родителями (наравне с
личным консультированием, обновлением стендовой информации и т.д.), как
консультирование с помощью цифровых технологий.
Цифровые
технологии — фотография, Интернет, видео сегодня часть нашей жизни,
и вряд ли кто-то станет с этим спорить. И еще пару десятков лет
никто и понятия не имел, что это вообще такое. Хочется обратить внимание
на то, что первоначально цифровые технологии развивалась достаточно
стремительно. И сейчас, уже спустя двадцать лет, даже трудно представить,
что нас ожидает через два-три года, учитывая скорость развития современных
технологий.
А ведь в тех годах и с применением новейших
цифровых технологий предстоит жить и работать нашим сегодняшним
воспитанникам. Поэтому привлечение их родителей к передовым образцам развития цифровых
технологий является актуальной задачей
в образовательном процессе
дополнительного образования.
Хотелось бы остановиться на трех аспектах цифровых технологий в образовании и воспитании — цифровая фотография, интернет и социальные сети, цифровое видео.
Хотелось бы остановиться на трех аспектах цифровых технологий в образовании и воспитании — цифровая фотография, интернет и социальные сети, цифровое видео.
В МБДОУ Детский сад №5 создана Система информационной
поддержки осознанного родительства под названием «Родитель-победитель», куда
входит :
•
Индивидуальное
консультирование
•
Детско-родительские занятия
•
Всеобучи (планируются)
•
Оформление стендовой
информации
•
Информационная WA рассылка
•
Интерактивная стен-газета
•
Блог педагог-психолога
Во
многих детских садах делают тематические стенгазеты с фотографиями, однако
сейчас сходит на нет традиция распечатывать фотографии в бумажном варианте,
зато у родителей достаточно много фото в цифровом формате. Совместив эти два
факта, я попробовала такую форму работы, как интерактивная фотовыставка.
Этапы работы по организации и проведению
интерактивной фотовыставки:
1. Для
начала необходимо определить тему фотовыставки: «Как я провёл это лето», «Дети
и осень», «Мой новый год!», «Мужчина в семье», «Мама и я» и т.д.
2. Затем
нужно написать объявление, оповещающее родителей о теме данной работы и целях.Сбор
материала.
Цели
могут быть следующими: сплочение детского коллектива, создание позитивной
атмосферы в группе, улучшение межличностного взаимодействия и прочее (зависит
от конкретной темы).
Также
в этом объявлении необходимо указать до какого срока и на какой номер необходимо
присылать фотографии по теме (достаточно 1-3 фото). Пересылка возможна по
электронной почте, по телефону через программы WhatsApp, Viber, а также
передача на флешке через педагога группы. Предлагаете родителям различные
варианты или тот, что удобен Вам лично. Затем создаете банк с фотоданными.
3. Когда
большая часть фотографий собрана, Вы приступаете к монтированию ролика.
Можно делать это разными способами, например в
программе PinnacleStudio, но подойдёт и обычный MicrosoftPowerPoint, просто в
конце, при сохранении презентации, её нужно сохранить в формате
WindowsMediaVideo («сохранить как» и выбрать в выпадающем списке «Тип файла»
нужный формат). У вас получится видео
ролик со сменяющимися фотографиями, звуком и прочими интересными эффектами,
которые Вы сами туда добавите.
4. Далее
совместный просмотр ролика с детьми на «большом экране».
Родителям
можно показать ролик на утреннике. Можно отправить ролик в WhatsUp группу
родителей, если есть возможность и есть такая группа родителей детей определённого
возраста.
Если
«размер» ролика слишком велик для отправки через телефон, можно закачать его на
Яндекс.Диск, а родителям скинуть ссылку. Либо отправить по электронной почте
всем участвовавшим в выставке родителям.
Блог
педагога-психолога. О его плюсах и
минусах вы можете прочитать по ссылке.
Оформление
стендовой информации в программе Майкрософт Паблишер. Затем эту информацию
можно размещать в блоге или на сайте учреждения. Подробнее можно прочесть в этом посте.
В
2015-2016 учебном году я впервые попробовала активное использование
родительских WhatsApp-групп с целью работы по психологическому просвещению и могу сказать, что этот способ
взаимодействия (наряду с традиционными) имеет право на своё существование.
Я
использовала рассылку различной актуальной информации для определенных
возрастных групп, т.е. «цифровые» информационные памятки, которые составляла сама, используя проверенные
источники (например, интернет-проекты TenderBean , НашиДети и др.).
В
конце учебного года среди родителей детей, посещающих наше дошкольное
учреждение, было проведено анкетирование с целью выяснения родительских
ожиданий и предпочтений в работе психолога и планировании основных направлений
работы на будущий учебный год.
На
вопрос: «В какой форме вам, как родителям было бы удобно работать с
психологом?» ответы родителей распределились следующим образом (можно было
указать несколько вариантов ответов):
73%
родителей заинтересованы в индивидуальных консультациях по необходимости.
29%
выбрали семинары-тренинги для родителей на актуальные темы в течение года.
29% -
тренинги детско-родительских отношений.
Для
37% родителей важна регулярно обновляемая стендовая информация.
58%
отметили важность электронной рассылки психологической информации.
Таким
образом, я поняла, что данное направление деятельности нашло отклик у
родителей, и в следующем году продолжила деятельность в данном направлении.
В
заключение хочу сказать, что не всегда у родителей есть время на чтение
стендовой информации, да и наш век электронных технологий вносит свои
коррективы в сознание и восприятие современного человека.
Родителям проще прочитать информацию в телефоне, нежели прийти на консультацию
или взять памятку. Ну что же, почему бы и не использовать эти особенности
восприятия в своих целях? Тем более что, в конечном счёте, цель у нас одна –
психологическое благополучие детей, которое строится в первую очередь в системе
детско-родительских отношений, и работа этой системы невозможна без грамотного
и подкованного в вопросах детского воспитания взрослого.
Здравствуй, Алёна!
ОтветитьУдалитьСогласна, что после продолжительного и насыщенного отпуска :))) вливаться в рабочую атмосферу тяжело, но что поделать... Психологам в этот период гораздо проще, так как знает как расставить приоритеты.
Хорошая и организованная работа представлена, желаю чтобы новый учебный год был насыщенным и перспективным.
Здравствуй, Виктория :) Да, отпуск даёт силы, но после него хочется еще отдохнуть :) Но приоритеты расставлены, значит всё хорошо. В конце концов, работа это не значит исключение отдыха, как заметно по моим фото в соцсетях ;)
Удалить