Поиск по этому блогу

среда, 29 января 2020 г.

Главная по бутылочкам

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Позади новогодние праздники, а лучшим подарком к новому году для меня было сообщение о публикации моей статьи про бутылочки спокойствия в любимом журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад". Там много вдохновляющих идей, которые с удовольствием применяю на практике, а теперь и у меня появился шанс кого-то вдохновить.
Я раньше писала несколько постов на тему использования "бутылочек спокойствия", но статья обобщила весь накопленный опыт. Пожалуй, оставлю статью здесь :) На память!


Релаксационная игрушка своими руками «Бутылочка спокойствия»
Психическое развитие детей начинается еще до рождения и в дальнейшем протекает в соответствии с генетической предрасположенностью и внешними факторами. Наиболее интенсивно психика ребёнка развивается до 9-ти летнего возраста, т.е. в раннем возрасте, дошкольном и младшем школьном возрасте. При этом каждая высшая психическая функция (речь, мышление, восприятие, память) имеет свои закономерности и схемы развития. Учёт этой информации позволяет эффективно строить коррекционно-развивающую и профилактическую работу с детьми. Например, тактильные функции, кинестетическое и предметно-зрительное восприятие развиваются к 4-5 годам; соматогностические функции (локализация прикосновения) – к 6 годам; структурно-топологические и координатные функции – к 6-7 годам.
Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и, прежде всего, учебной. И.М. Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе – элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Таким образом, в процессе слежения за медленно кружащимся наполнением "бутылочки спокойствия", о которой пойдет речь далее, активизируются глазные мышцы, что улучшает восприятие. Глазодвигательные упражнения активизируют процесс обучения, развивают межполушарное взаимодействие.
Необходимо развивать оба полушария ребёнка, однако в раннем детстве большее внимание стоит уделять именно правому полушарию (пространственные представления, зрительное восприятие, обоняние, осязание, вкус, ритмы и т.д.), поскольку это является обязательным условием полноценного созревания функций левого полушария (речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание, социальные коммуникации, рефлексия, программирование, произвольность, альтруизм и т.д.). Например, фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное шумовое восприятие в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи. При этом учебные программы детского сада и школы, напротив, в основном направлены на развитие левого полушария, то есть на развитие логики и анализа, формирование учебных навыков и умений. Таким образом задачей психолога и родителей является компенсирующее развитие именно правого полушария мозга ребёнка.
Согласно ФГОС ДО в группах необходимо создавать условия для психологического комфорта воспитанников. Поскольку нервная система детей только развивается, их психическое состояние весьма неустойчиво. Для того, чтобы помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, освоить приёмы регуляции своего поведения, научить безопасно выражать свой гнев, в группах рекомендуется создавать так называемые уголки уединения или зоны релакса. Если в помещении группы нет возможности выделить такую зону физически, то группу необходимо оснастить специальным оборудованием, т.е. включить в предметно-развивающую среду предметы, способствующие стабилизации эмоционального состояния ребёнка. Предлагаем идею создания релаксационной игрушки для детей «Бутылочки спокойствия». Подобные игрушки в течение нескольких лет использовались мною в различных группах, начиная с первой младшей, заканчивая подготовительной, на базе дошкольных образовательных учреждений 5 и 46 города Петропавловска-Камчатского. Первоначально такие бутылочки изготавливались для первой младшей группы, для сопровождения адаптации детей к образовательному учреждению. Но методика опытным путём показала свою эффективность и для детей более старших возрастных групп. Детям всех возрастов, а также многим педагогам, нравится наблюдать за подобной релаксационной игрушкой.
Возможности применения игрушки "бутылочка спокойствия":
         можно отвлечь расплакавшегося ребёнка,
         заинтересовать ребёнка с ОВЗ,
          переключить внимание ребёнка с нежелательным (например, агрессивным) поведением,
         успокоить тревожного малыша,
         обучить детей навыкам социального взаимодействия и т.д.

Как создавать. Подобные игрушки взрослый может делать из различного, в том числе бросового, материала сам или совместно с ребёнком.  Для этого необходима пластиковая прозрачная бутылка небольшого объема (до 0.5 л, лучше 0.2 – 0.3 л), вода и наполнение. Наполнять «бутылочку спокойствия» можно глиттерами, пластиковым конфетти, водостойкими обрезками оберточной бумаги или пакетов, порезанной мишурой или фантиками от конфет, бусинами, шариками-орбиз (маленькие гидрогелевые шарики, увеличивающиеся в размерах при контакте с водой), маслом, природным материалом – камнями, ракушками, песком и т.п. Бутылочка наполнятся водой (дистиллированной или отфильтрованной, чтобы избежать выпадения в осадок), можно добавить жидкий глицерин или сделать концентрированный раствор сахара, чтобы увеличить плотность воды и добиться более медленного «кружения» блёсток. Затем добавляются декоративные элементы – лучше всего комбинировать тонущие элементы (камни, ракушки) с более лёгкими (мишура, глиттеры). При добавлении элементов помните, что уровень воды в бутылочке поднимется, не стоит сразу наливать много воды. Когда основные элементы добавлены, на основание крышки с помощью клеевого пистолета наносится слой клея, и крышка быстро закручивается. Затем нужно подождать некоторое время, давая клею остыть и схватиться, и лишь потом бутылочку можно взбалтывать и проверять результат работы. Такая игрушка безопасна - открыть её не сумеет даже взрослый, поэтому можно не бояться того, что это сделает ребёнок и прольёт её содержимое.
Игры с бутылочками спокойствия.
«Найди предмет»
Ребёнок должен найти определенный предмет в бутылочке и сделать так, чтобы он был виден – для этого придётся трясти, крутить и переворачивать бутылочку до тех пор, пока предмет не станет заметен. Можно использовать бутылочки, наполненные водой или создать бутылочку, наполненную песком или крупами, с мелкими твёрдыми деталями внутри (игрушки, детали конструктора и т.д.). Данная игра стимулирует познавательную и поисковую активность ребёнка. Такая предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук, т.к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

«Ты мне, я тебе»
Игра хорошо подходит для раннего возраста – дети садятся друг напротив друга и катают друг другу бутылочку, как мяч. Такая игра формирует навыки конструктивного совместного взаимодействия, что является важной основой для дальнейшего развития коммуникативной сферы. Для детей более старшего возраста можно комбинировать это игру с речевыми играми по типу "Съедобное-несъедобное", "Я знаю 5 имён мальчиков" и другие игры, где вместо мяча можно использовать "бутылочку спокойствия". Помимо развития коммуникативной сферы, в такой игре развивается речь и мышление.

"Уходи злость, уходи".
Для того, чтобы ребёнок имел возможность безопасно для себя и окружающих выразить свой гнев, можно создать специальную "бутылочку злости", наполнив её предметами тёмного цвета, отрицательными игрушечными персонажами. Когда ребёнок разозлится, то педагог, одной из задач которого является умение регулировать детскую эмоциональную сферу, может отвести ребёнка в центр уединения и релаксации и позволить пошвырять эту бутылочку на подушки, в поколотить ею мягкий ковёр или "побить" её ребром ладони или стопами (бутылка с водой достаточно гибкая и под присмотром взрослого это не навредит ребёнку). После этого, когда педагог увидит, что острый период злости прошел, можно дать ребенку поиграть в любую успокаивающую и расслабляющую игру, чтобы помочь восстановить энергию, потраченную на гнев.
«Часы»
Можно использовать бутылочку в качестве аналога песочных часов. Например, дети должны выполнить задание пока не осели все блёстки, кружащиеся в бутылке. Блёстки должны быть яркого контрастного цвета, чтобы детям было их видно. Для этих целей можно использовать бутылочку большего объема, например 1,5-2 литра. Также можно создать из двух пластиковых бутылок, надёжно соединенных горлышками, настоящие большие песочные часы, насыпав в одну из бутылок песок. Предварительно взрослый засекает по часам, сколько занимает процесс оседания блёсток или пересыпания песка в бутылочках и озвучивает детям временной аналог, например, 3 минуты. Это поможет детям видеть физическую и понятную им временную шкалу, что помогает лучше ориентироваться во времени, контролировать своё поведение и планировать деятельность.

«Поймай солнышко»
Особенно красиво смотрятся "бутылочки спокойствия" с глиттерами на улице, при ярком солнечном свете. Можно попробовать пускать солнечных зайчиков или просто наблюдать за переливами света в блестящем содержимом. Такая игра может понравится застенчивым и спокойным детям, которые не любят играть в активные и шумные игры на улице.  Для прогулок нужно выделить отдельную "бутылочку спокойствия", чтобы дети играли с ней, используя природные материалы, например, песок, и при этом не боялись её запачкать.

«Найди нужную бутылочку»
Перед ребёнком ставятся бутылочки с различным наполнением, взрослый описывает одну из них (по цвету, форме, содержанию). Ребенок должен угадать, какая именно бутылочка загадана. Затем ребёнок загадывает бутылочку и описывает её, а взрослый угадывает. Такая игра способствует развитию внимания и речи. А если когда ребёнок научится описывать содержимое бутылочек, можно усложнить задачу и сыграть в игру "Что изменилось", когда взрослый незаметно для ребёнка убирает одну из бутылочек, а затем ребёнок должен вспомнить и описать, какую именно. Такая разновидность игр направлена на тренировку памяти.

"Рисование бутылочками"
Также «бутылочки спокойствия» можно использовать для нетрадиционных техник рисования, например, ставить отпечатки дном бутылочек или рисовать маркерами, фломастерами или красками на самой бутылке, "украшая вазу". Рисование на бутылочке перекликается с техникой арт-терапии рисование на стекле и благотворно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, а также развивает правое полушарие мозга, как деятельность, связанная с творчеством.
«Боулинг»
С помощью мяча и бутылочек можно играть в боулинг, что тренирует крупную моторику и меткость детей.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Елена Владимировна! Как здорово! Интересная бутылочка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте! Бутылочки такие очень нравятся и взрослым и детям))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Алёна! Такие бутылочки нужны не только детям! Мне бы во время сессии очень даже пригодилась такая "бутылочка спокойствия" )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Иван! Скажу вам по секрету - сама порой с удовольствием трясу бутылочку и наблюдаю за медленным кружением блесток. Это и правда завораживает и успокаивает. Не даром во всем мире такой популярностью пользуются "снежные шары".

      Удалить