Поиск по этому блогу

вторник, 12 февраля 2019 г.

Консультация-тренинг для педагогов "7 компонентов готовности к школе"

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Недавно от администрации поступил запрос провести консультацию с педагогами по теме "Готовность к школе". Можно было просто прочитать информацию с листа, но я была бы не я, если бы не оживила "избитую" тему :)


Оборудование: ватман, ИКТ (проектор, ноутбук, доска), листы-стикеры, «волшебный мешочек», карандаши, ручки, фломастеры, мольберт, столы для работы в подгруппах.

Для начала мы с педагогами активизировались и немного проснулись, поиграв в игру "Я сегодня вот такой".


Цель: эмоциональная зарядка, развитие умения понимать своё эмоциональное состояние и выражать его вербально и не вербально.
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит» Здравствуйте, я сегодня вот такой» - и показывает невербальное своё состояние. Остальные говорят: «Здравствуй (называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: «Игорь сегодня вот такой», при этом стараясь скопировать его мимику и жесты как можно точнее. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, ВСЕ!»
Потом была бомба. В буквальном смысле. В кругу мы поиграли в игру "Тик-так-бум", когда по кругу, как горячую картошку нужно передавать тикающую бомбочку, которая "взрывается" (громко "бумкает") в абсолютно неожиданный момент. При этом для того, чтобы передать её соседу, нужно назвать слово по заданной теме. Тот, у кого в руках "взорвалась бомбочка", должен назвать аж 3 слова. Мы называли ассоциации сначала со словом детский сад, затем - школа. Оба раза бомбочка "взорвалась" на мне, кстати :)
Затем педагоги поделились на команды с помощью волшебного мешочка.


Игра «Волшебный мешочек»
Цель: разделение педагогов на подгруппы для дальнейшей работы.
Педагоги достают из мешочка предметы разных цветов. Затем объединяются в подгруппы по доставшемуся цвету, придумывают название для своей подгруппы.


Потом была минутка теории)

Уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим с вами о такой теме, как готовность к школе. Согласно ФГОС ДО, основная задача дошкольного образования – создать условия для полноценного развития дошкольников.
Задача воспитателя – развивать дошкольников. В отличие от школьных стандартов, ФГОС ДО не требует от сада оценивать подготовку и знания воспитанников. Никаких промежуточных или итоговых аттестаций детский сад не проводит. Цель работы по ФГОС ДО – подготовить ребенка к школе.
Сейчас мы с вами в процессе работы поймем, какие же 7 компонентов входят в систему готовности ребенка к школе и по каким показателям можно оценить готовность. Это необходимо для того, чтобы грамотно и эффективно простроить учебный и воспитательный процесс на всех возрастных этапах дошкольников.



Потом я продемонстрировала Педагогам интерактивную презентацию «7 компонентов готовности к школе»,с обсуждением.




Определенные части тела у условного дошкольника в презентации кликабельны, то есть можно на них нажать и появляется название этого компонента, а если затем нажать по компоненту, то презентация перейдёт на соответствующий слайд, где описаны показатели этого компонента (например, голова - интеллектуальная готовность - показатели: знания об окружающем мире, способность запоминать информацию и т.д.). На слайде с показателями есть кнопка "Назад" (стрелка), которая снова возвращает на слайд с дошкольником, чтобы можно было разобрать и обсудить с педагогами следующий компонент готовности и его показатели. Если в блоге презентация не будет "работать", то напишите мне, я скину вам её, или попробуйте скачать с гугл диска по ссылке.
Обсуждение и работа велась в командах, которые потом представляли результат и дополняли ответы друг друга и второй команды.


 Всего было семь компонентов готовности:
1. Интеллектуальная готовность  ("Знаю")
2. Речевая готовность ("Говорю")
3. Мотивационная готовность ("Хочу")
4. Волевая готовность("Могу")
5. Физическая готовность ("Умение")
6.  Социльно-психологическая готовность ("Общаюсь")
7. Эмоционально-личностная готовность ("Чувствую")

После обсуждения педагогам было дано последнее задание.

Наше обсуждение было бы не полным, если бы мы не разработали конкретные методы развития этих показателей. Задание для команд – «Что я могу?»
«Что я могу?»
Цель: Разработка с педагогами конкретных педагогических методов и приемов для развития .школьной готовности детей.
Задача педагогов – в соответствии с указанными показателями написать список заданий, игр, приёмов и т.д. для их развития. Время работы – 5-10 минут.
Педагоги так же на листках-стикерах пишут те приемы, которые они уже используют или которые планируют использовать для подготовки детей к школьному обучению (например, игры на развитие памяти "Мемори", "Что изменилось?"). На ватмане, с изображением дошкольника и обозначенными компонентами готовности педагоги представляют результат  групповой деятельности, дополняемая при необходимости, другими командами. 


В результате мы поняли, как много нужно сделать для готовности ребенка вступить в новый для него мир школы. И это только первая ступень развития его личности, но от того, что мы, как педагоги, заложим в эту ступень, будет зависеть, насколько легко этот маленький человек будет двигаться дальше по лестнице знаний.

После обсуждения я решила подарить педагогам небольшой подарок, точнее предложила им самим сделать подарки для себя. 
Игра "Ладошка комплиментов". Каждый участник обводит свою ладонь, подписывает её и пишет внутри одно определение себя (можно начинающееся с первой буквы имени). Затем листок с ладошкой передается соседу справа и каждый пишет приятный комплимент о том человеке, чем рисунок ладони попал к вам в руки. Затем снова происходит передача листов по кругу. Игра продолжается  до тех пора, пока рисунки ладошек с уже написанными другими участниками комплиментами не вернутся к хозяевам.

 В конце консультации, для того, чтобы наше дальнейшее сотрудничество было плодотворным, я попросила педагогов заполнить листы обратной связи. Все оказались довольны :)




12 комментариев:

  1. Алена, спасибо за чудесный опыт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за отклик. Последние дни вожусь с твоими пособиями (руки дошли, наконец) и тебя вспоминаю :)

      Удалить
  2. Ответы
    1. Юля, спасибо - благодарность коллеги всегда ценна!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Алёна! Вы опять играете! Не только с детьми, но и с педагогами! Успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Да, так, играя, и познаём мир !

      Удалить
  4. Отличная работа! Легко, непринужденно и по сути. Молодец, Алёна

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Алена!
    Важный компонент в работе педагога-психолога - развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности.

    ОтветитьУдалить